Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Творческие эксперименты над коллекцией Виллема Баренца англичанки Шэн Боуэн

Творческие эксперименты над коллекцией Виллема Баренца англичанки Шэн Боуэн
17.09.2012
Творческие эксперименты над коллекцией Виллема Баренца англичанки Шэн Боуэн

В Гостиных дворах состоялась творческая лаборатория «Новоземельная коллекция Виллема Баренца». Опытом работы над этой коллекцией со студентами САФУ делилась научный сотрудник английского Университета Нортумбрии (г. Ньюкасл), куратор выставки государственного музея изобразительных искусств Нидерландов Шэн Боуэн.

Экспедиция голландца Виллема Баренца датируется 16 веком и является одной из самых ранних попыток достичь берегов Азии через Северо-Восточный проход, т.е. Северный морской путь. В 1593 году судно Баренца из-за ледовой обстановки остановилось на вынужденную зимовку на Новой Земле. В общей сложности исследователям пришлось провести 10 месяцев в стране льдов и снега. Это место голландцы прозвали «ледяная точка», географическая точка до сих пор носит это название.

Спустя почти 300 лет норвежский промышленник Эллинг Карлсен обнаружил на архипелаге небольшой по размеру дом, в котором во время зимовки жил Виллем Баренц и его команда. Все предметы, которые оставили голландцы, сохранились в очень хорошем состоянии. Всё дело в том, что когда голландцы уходили, они закупорили дымовую трубу, и в условиях Арктики внутри здания установился особый микроклимат.

Все артефакты, найденные в доме Баренца, это 11 тысяч предметов, находятся сегодня в музеях Норвегии, России и Нидерландов. В фондах Архангельского краеведческого находится 1215 экспонатов.

Шэн Боуэн помимо научной работы профессионально занимается живописью и преподаёт её в университете. Английская художника работала над бумажными артефактами коллекции Баренца четыре года, из них два в качестве приглашённого художника в государственном музее изобразительных искусств Нидерландов, где и находится большая часть найденных артефактов. Итогом многолетней работы стала выставка бумажных артефактов Виллема Барецна.

«Мне было интересно понять, как листы бумаги, книги сохранились на Новой Земле как в капсуле времени, хотя конечно стопки бумаги иногда напоминали папье-маше», — делится своими мыслями научный сотрудник Университета Нортумбрии.

Мисс Боуэн, как исследователю, было интересно восстановить текст и изображения, получить из каждого предмета максимум информации. После проведения реставрационных работ оказалось, что это были книги по истории, культуре Китая, Библия и т.д. По словам Боунэ, зарубежные учёные считают, что эти книги предназначались для продажи в Китай, и такой большой ассортимент можно объяснить лишь незнанием вкусовых предпочтений китайцев.

Иллюстрации и тексты восстанавливались при помощи трехмерного сканирования. Например, для воссоздания Библии пришлось сделать 40 сканирований и соединить их при помощи компьютерной программы. Вот таким образом создаётся трёхмерная модель книги.

Шэ Боуэн в своем творческом эксперименте пошла дальше и смогла совместно с немецким мастером Ульбрехтом создать аналог бумаги 16 века. Мастер смог даже перевести воссозданные изображения на эту бумагу. Часть текста была написана водяными знаками, поэтому читать их можно было только при свете. В темноте книга переставала существовать, именно поэтому выставка английской художники в Амстердаме была оснащена специальным освещением. В Берлине же решили пойти по минималистскому пути, и расположили все предметы в просторном светлом помещении, где все работы буквально искрились от игры солнечного света.

При подготовке изданий и книг из коллекции Виллема Барецна г-на Боуэн вдохновилась идеей кожаных переплётов 16-17 веков. Зачастую они были достаточно простыми, поскольку покупатель в дальнейшем сам подбирал необходимый ему переплет. Все бумажные издания были обтянуты переплетами из кожи белых коров, повторяя точь в точь переплеты прошлых столетий.

«Я хочу, чтобы люди после просмотра выставки поняли, что все движется, все меняется, ничего не стоит на месте. В музеях пытаются сохранить артефакты, но без перемен ничего не остаётся, все умирает. Это реальность, часть человеческой жизни, которую я пытаюсь исследовать при помощи разных подходов. 300 своих работ я отправила во льды Новой Земли на судне Михаил Сомов, чтобы через несколько лет посмотреть, что с ними стало», — подчеркивает своеобразие своего метода работы Шэн Боуэн.

Возврат к списку