Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Судостроение и судоходство: как покорялась Арктика

Судостроение и судоходство: как покорялась Арктика
13.09.2012
Судостроение и судоходство: как покорялась Арктика

13 сентября в рамках конференции «История изучения и освоения Арктики — от прошлого к будущему» состоялась научная секция «История арктического судостроения и судоходства». 

Секция открылась докладом Владимира Андрианова, представителя Коми республиканской ассоциации независимых экспертов. Ученый выделил в своем обращении важность строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море — Коми — Урал). Как считает Владимир Алексеевич, в текущем столетии предстоит осознать значимость магистрали для России, довести до ума и параллельно создать новый стратегический транспортный выход к российским портам на тихоокеанском побережье.

Из работы нашего земляка Сергея Терентьева (Арктический морской институт имени капитана В. И. Воронина) участники заседания узнали о заслугах выпускников института имени Воронина, специалистах, внесших огромный вклад в изучение и освоение Арктики. В аудитории прозвучали фамилии таких морских волков, как Д. И. Шваненберг, А. С. Кучин, С. М. Карамышев, П. И. Бурков и др.

О корабельных лесах — источнике материала для изготовления торговых и военных кораблей рассказал аудитории Сергей Третьяков, доктор сельско-хозяйственных наук САФУ. Доклад вызвал бурную реакцию — слушателей заинтересовала проблема конечности лесного ресурса. Ученый подтвердил факт разрушения генетического потенциала северных лесов, заметив, что сегодня корабельных лесов, отвечающих критериям качества строительной древесины, осталось очень мало.

Ярким этапом обсуждения стал доклад ученого-путешественника Юрия Наумова «Поморские кочи и дрейфующие суда нового поколения». Кочи — мореходные суда для арктических плаваний с возможностью дрейфа во льдах. Их можно узнать по корпусу — он полностью запалубенный, яйцеобразной формы, сшитый досками в два слоя. Ученый поведал о своем сложнейшем путешествии на Шпицберген. Это первое плавание на историческом судне, коче «Помор» в 1987 году. Оказалось, деревянные суда — не только былое истории. Современные ученые уловили специфику кочей в их способности дрейфовать, что для переправы через Арктику очень удобно, и разработали проект судна «Полярный Одиссей». Это современная нереализованная пока модель судна для одного человека, которую планируется выпустить в 2014 году.

По итогам секции также впечатлениями поделилась участница конференции, гостья из Москвы, директор выставки «Мировой океан» Наталья Трофимова.

— Я впервые в Архангельске, думала, замерзну у вас, но город встретил меня ласково, приятной солнечной погодой и добрыми людьми. Когда я узнала о конференции в САФУ, решила, что презентация моей выставки может быть интересной для участников. За два дня секции, как и другие гости, я обзавелась множеством ценных контактов для дальнейшего сотрудничества. Все озвученные вчера и сегодня доклады просто уникальны. Их делали удивительные люди, прекрасно знающие и любящие свое дело».

Возврат к списку