Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

«История освоения Арктики» — отражение будущего

«История освоения Арктики» — отражение будущего
12.09.2012
«История освоения Арктики» — отражение будущего

В рамках международной конференции «История изучения и освоения Арктики — от прошлого к будущему» работала научная секция «История освоения Арктики». Маститые ученые представляли доклады об актуальных проблемах изучения северного края и новых исследовательских ориентирах. Тема развития полярной авиации, освоения Северного морского пути, первичного заселения пространства Арктики людьми, вопросы картографирования, история рыболовных зимних промыслов — эти и другие, не только исторические, но и географические, геологические и даже филологические аспекты были затронуты в научных работах.

Секцию открыл почётный полярник, доктор географических наук Владислав Корякин с работой «Российские ориентиры и приоритеты в истории освоения Арктики». Выступающий отметил значение Арктического региона для нашего государства, выделил основные ценные для науки исторические достижения: преодоление Северного морского пути, первое картографирование арктического побережья России Великой Северной (2-й Камчатской) экспедицией, первые посадки на морские льды под руководством М.В. Бабушкина в Горле Белого моря, первые ледовые разведки в Карском море и другие.

Ученый считает, что эти достижения обеспечили экономическое развитие российской Арктики и послужили основой для отношений с арктическими соседями.

Также на секции громко прозвучал вопрос о судьбе российской полярной авиации. Владимир Скоропупов, представитель Совета Федерации, автор многих публикаций об авиации, монографий по истории профсоюза авиаработников Якутии, в своем сообщении обозначил, что значение авиации для полярных исследований крайне принижено, судя по тому, как слабо она развивается. Докладчик на гордость архангелогородцам отметил, что Архангельск наряду с Москвой был одной из главных точек, задействованных в первых перелетах через Арктику. Самый первый перелет в истории Арктики, длительный и сложный, был осуществлен в 1925 году по маршруту: Ленинград — Архангельск — Новая Земля.

Не менее интересным был филологический доклад ученого с кафедры теории литературы гуманитарного института северодвинского филиала САФУ — Эмилии Фесенко. Эмилия Яковлевна в советские годы увлеклась творчеством писателя Вениамина Каверина, автора знаменитого романа «Два капитана». Оказывается, географический материал, на котором основан сюжет книги, очень близок к действительности. Все потому, что некогда судьба привела писателя на Север, это было в годы Великой Отечественной войны. Тогда он в качестве корреспондента газеты «Известия» работал на главной базе Северного флота в городе Полярный, отчего был частым гостем Архангельска, Северодвинска и Мурманска. В основе книги Каверина — огромный документальный пласт, этим автор обязан тесному общению с опытными военными летчиками и моряками. Среди них он нашел людей, которые стали прототипами образов его двух капитанов.

Секция стала увлекательным экскурсом в историю покорения арктических просторов, участники отметили, что современным ученым необходимо регулярно обращаться к историческим источникам, как зеркалу, отражающему будущее.

Возврат к списку