Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

САФУ должен стать университетом нового поколения

САФУ должен стать университетом нового поколения
04.09.2012
САФУ должен стать университетом нового поколения

Такую задачу перед руководителями институтов САФУ поставила Елена Кудряшова на заседании директората. Основной акцент в выступлении ректора был сделан на новую стратегию развития системы российского образования на ближайшие 10 лет. Главные тренды по реформированию высшего образования опубликованы в статье «Ставка на новое содержание» в газете «Ведомости» министром образования и науки РФ Дмитрием Ливановым и ректором Московской школы управления СКОЛКОВО Андреем Волковым.

Ректор прокомментировала ключевые тренды, согласно которым должен развиваться университет будущего. По словам Елены Владимировны, первый заключается в массовом обновлении людей, работающих в высшем образовании, в вовлечении в учебный процесс преподавателей из других вузов. Это называется академической мобильностью профессоров. «Каждый университет, который будет претендовать на вхождение в международные рейтинги, встанет перед необходимостью нанимать на международном академическом рынке сотни профессоров, исследователей и администраторов», — процитировала ректор.

Второй тренд — изменение технологий обучения в соответствии с современными достижениями. Как отметила Елена Кудряшова, лекционно-семинарская модель обучения должна уступить место активным методам обучения. Согласно статье, «будут активно использоваться онлайн-курсы, разработанные лучшими университетами. Новые технологии принесут с собой новые профессионалы, которые придут в наши вузы».

Следующий тренд — обновление университетской инфраструктуры. «Нынешние здания российских вузов не удовлетворяют даже минимальным требованиям конца XX века. В России должно быть создано несколько передовых университетских кампусов, которые станут центрами притяжения лучших студентов и профессоров со всего мира», — говорится в статье. По словам ректора, новые здания САФУ, которые сегодня строятся, будут соответствовать заданным требованиям, а для существующих помещений должна быть разработана отдельная концепция.
Четвертый ключевой тренд — создание новой системы центров профессионального развития на месте уходящих традиционных учреждений начального и среднего профессионального образования (НПО — СПО). Она должна быть основана на частно-государственном партнерстве и новых технологиях обучения и нацелена на потребности рынка труда, что является важным ресурсом для привлечения инвестиций в сферу профессионального образования.
«Поэтому должны появиться университеты нового типа („проблемноориентированные“ или „инновационные“ университеты) для подготовки людей и команд, способных проектировать новые виды деятельности и обеспечивать трансформацию уже существующих корпораций, отраслей и территорий в соответствии с вызовами времени. У России есть все основания для того, чтобы включиться в мировое лидерство в подготовке таких людей, которые будут способны: мыслить за пределами существующих общепринятых представлений; решать задачи, до сих пор не имевшие решения; действовать практично, беря на себя ответственность за проект и команду в ситуации неопределенности, ограниченности ресурсов и персонального риска; доказывать свою эффективность реальными достижениями и результатами», — процитировала Елена Кудряшова.

Также согласно статье, единый государственный экзамен останется, хотя его технология и содержание будут меняться. Обучение в вузах будет вестись в соответствии со стандартами Болонской системы. Также спрогнозирована тенденция слияния слабых вузов с одновременным опережающим развитием университетов-лидеров. Значительная часть слабых вузов перейдет на подготовку только по программам бакалавриата и прикладного бакалавриата. Программы магистратуры и аспирантуры сохранятся в ведущих, регулярно подтверждающих высокий уровень работы университетах.

Реформирование системы высшего профессионального образования дает право России претендовать на ведущую роль в глобальном образовательном пространстве в перспективе следующих 10-30 лет. САФУ, по мнению ректора, имеет ресурсы и возможности на включение в мировые рейтинги ведущих вузов, поэтому на сегодняшний день основная задача коллектива — это внедрение новых тенденций в образовательный процесс и выход САФУ на уровень университета нового поколения.

Возврат к списку