Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Анжелика Долинина: «Мне бы хотелось наблюдать очереди в кассы на документальное кино»

Анжелика Долинина: «Мне бы хотелось наблюдать очереди в кассы на документальное кино»
27.08.2012
Анжелика Долинина: «Мне бы хотелось наблюдать очереди в кассы на документальное кино»

Сегодня в России отмечается День российского кино. В этот праздник мы поговорили с победителем российских и международных теле- и кинофестивалей, лауреатом Ломоносовской премии, руководителем Медиа-центра САФУ «Арктический мост», режиссером Анжеликой Долининой об особенностях документальных съемок в условиях вечной мерзлоты, отрезанности от цивилизации, оставшись наедине с арктической природой и удивительными героями-отшельниками, которые решились посвятить свою жизнь полярным широтам.

Премьера нового фильма Анжелики Долининой «Перезимовать лето», рассказывающего об экспедиции «Арктического плавучего университета» состоится в сентябре, в программе II Международного кинофестиваля «Arctic Cinema», который пройдет в рамках международной конференции, посвященной столетию трех экспедиций: капитанов Седова, Русанова и Брусилова. Также Медиа-центр «Арктический мост» готовит фильм об археологической экспедиции САФУ на Соловецких островах и путевой телеочерк под названием «Русский Брюссель», отснятый во время стажировки студентов и сотрудников САФУ в Европейской медиа-академии в Брюсселе.

Анжелика, почему вы решили заняться именно документальными лентами?

Желание снять неигровое кино возникает, когда встречаешь на своем пути человека, личность или история которого потрясает. Они живут среди нас невидимками, их тихие голоса не слышны среди громких заявлений героев сегодняшнего медиа-пространства. Никогда не забуду, когда во время премьерного показа фильма «Семь вершин Аляски» ведущая Галина Ковалева, глядя на семерку парней, прошедших опаснейший спортивный маршрут, сказала, что влюблена в их экранные образы, но вряд ли бы узнала кого-нибудь, встретив на улице! И так часто происходит, когда случайно разговорившись с непримечательным на вид человеком, вдруг обнаруживаешь, что напротив сидит Герой! Такое же в нашей стране и отношение к документалистике. Сидя в просмотровых кинозалах международных фестивалей, часто сожалеешь, что зритель эти шедевры не видит. Мне бы очень хотелось наблюдать очереди в кассы на неигровое кино, что, к слову, на Западе давно стало обычным явлением!

Вы не раз были в арктических экспедициях, это значит что для Вас это довольно экстремальное путешествие не просто утоление любопытства или желания доказать что-либо себе или другим. Арктика — вдохновляет?

Арктику для себя я открыла летом прошлого года. Практически весь навигационный сезон съемочная группа Медиа-центра «Арктический мост» провела в экспедициях: по Белому морю, к мысу Желания северной оконечности архипелага Новая Земля и на уникальный остров Врангеля в Чукотском море. Возможность пройти пять арктических морей считаю бесценным подарком судьбы. В этом году маршрут экспедиции напротив был устремлен к Северному полюсу в высокие широты. Снято большое количество материала, который отработан пока процентов на 30. Сюжеты, репортажи и три фильма уже представлены зрителю. Сейчас пишутся сценарии еще к двум научно-популярным и одному документальному кино про последнего шамана острова Врангель. Арктика, на мой взгляд, это «клондайк» для документалистов. Мы все ищем героя сегодняшнего дня, но сложно выстроить образ из «белых офисных воротничков» или золотой молодежи, потому что стремление к цели должно иметь высокий смысл. Люди разных возрастов, национальностей, судеб, посвятившие себя Арктике, — «иные», и на мой взгляд, могут стать героями нашего времени. Особый тип людей, с ясным взглядом на жизнь и чистым сознанием. Признаться, я тоже иду в Арктику с желанием очистить разум от «мусора цивилизации». Эти люди выбирают путь отшельников. Один из героев фильма «Перезимовать лето», Сергей Олейник, инспектор национального парка «Русская Арктика», называет свою миссию искуплением перед девственной природой арктических широт за то, что человек успел с ней сделать. Некоторые острова напоминают могильники ржавеющей техники, оставшейся после «освоения» арктических широт. Он абсолютно убежден, что человек в Арктике меняется, становится чище и добрее, и она «все черное из него выкорчёвывает». Таких историй множество. Надо только начать слушать! И фиксировать на камеру. Самые далекие и недоступные территории обретают значение только когда присутствие человека наделяет их смыслом!

Анжелика, какая встреча больше всего запомнилась во время съемок в Арктике?

Сложно выбрать какую-то одну, т.к. были и полярники, всеми правдами и неправдами добившиеся разрешения работать в Арктике, и молодые ученые, посвятившие себя изучению уникальной арктической природы, и работники труднодоступных метеостанций, называющие «край света» своим домом! Но расскажу об одном уникальном человеке. Прошлым летом нам удалось снять необычное интервью с последним шаманом острова Григорием Каургиным. Чукча с индейскими корнями — потомственный оленевод. Он знает язык животных, с потрясающей пластикой передает их движения, может с точностью воспроизвести голос моржа, нерпы, медведя, чайки. Он остался последним носителем чукотских традиций на уже заповедной зоне уникального острова Врангель, который называют родильным домом белых медведей, самым крупным в Арктике лежбищем моржей и местом крупнейших птичьих базаров. Григорий пишет невероятно самобытные стихи, в которых очень достоверно отображает характер человека, которому их посвящает. Его пронзительный взгляд фиксирует все движения собеседника, чтобы с точностью до мизансцен воспроизвести это в мини-спектакле, который он показывает с детской непосредственностью, поражая сходством с пародируемым человеком. Встрече с ним сопутствовал ряд мистических событий: во время первого интервью вышла из строя петличка, записывающая звук, после этого перестал работать и накамерный микрофон, потом произошла полная перекодировка видеофайлов. Съемку пришлось свернуть. К счастью нас приютили на два дня инспекторы нацпарка «Остров Врангеля», и был еще один день в запасе. Игорь Олейнников, один из рейнджеров, успокоил нас: «Остров дает вам знак, что надо остановиться, осмотреться, перестать жить на бегу». Это позволило увидеть себя со стороны… Словом, камеру мы починили. На следующий день записали интервью. Но после съемок нас ждал сюрприз: «шаман» шаг в шаг, с точностью мимики и жестов показал, как мы с оператором работали во время вчерашнего интервью с ним! Людей он ассоциирует с животными. Меня сравнил с нерпой (демонстрируя походку), а оператора Михаила Долинина с медведем, в деталях показывая работу на съемочной площадке, превращая в танцевальную постановку свой пересказ событий. Прощались мы как родные люди, с крепкими объятиями и слезами на глазах. Это уникальная история, которая все-таки потребует дополнительной командировки, чтобы доснять материал в зимнее время.

Считается, что северная природа намного скуднее южной. Трудно ли кинематографисту найти подходящие красивые планы в высоких широтах?

Как показал опыт, Арктика способна потрясать, несмотря на бытующее мнение об однообразии пейзажей: миражи в Белом море; удивительные туманы, мгновенно отрезающие видимость горизонта; растительность, успевающая за короткий период северного лета показать самые яркие краски своего цветения; уникальные острова с навигационными каменными гуриями и обетными крестами; киты, моржи, медведи, полярные совы и песцы — перечислять можно бесконечно. Некоторые заливы островов очень напоминают экваториальные лагуны. Но, повторюсь, самое удивительное в этих труднодоступных местах — это люди, посвятившие себя Арктике!

Анжелика, документальное кино — это особый жанр. Какие сложности возникают непосредственно при съемках? Сложно ли работать в Арктике?

Главные сложности при съемке документального фильма — это умение «раствориться» в жизни героя, стать незаметным для него (эффект «скрытой камеры»), одновременно заставляя комментировать свои мысли и поступки, при том что оператор всегда рядом! Не все настроены на такой тесный контакт и откровенный разговор. Чего вдруг раскрываться перед посторонним человеком? Бывают и другие, кто напротив начинает чересчур актерствовать, и это тоже «брак», потому что самое интересное — в фиксации естественных поступков героя, а не отрепетированных позах для камеры. Так что на подготовительный период уходит иногда больше «пленки», чем на основную съемку.

Не все так просто и с натурой. В одно мгновение, пока оператор устанавливает штатив и настраивает камеру, весь горизонт, только что просматривающийся «как на ладони», может затянуть густым туманом. Сильный ветер со снегом на одной части острова не считается гарантией плохой погоды на другой его части, там может светить солнце. Это мы наблюдали на Врангеле. Ну и не забывайте, что белый медведь может оказаться за спиной в любую минуту. Такая встреча произошла на о.Вайгач. Снимая передвижение хищника по прибрежной косе, мы не предполагали, что через 10 минут он окажется у нас за спиной. К счастью мы уже подошли к зданию метеостанции, и собака лаем отпугнула хозяина Арктики. Но встречи «нос к носу» никому не пожелаю, это не плюшевый мишка! Еще один интересный случай произошел на южных островах Новой Земли, в Карских воротах. Это необитаемые места, которые поморы очень активно использовали в промысловых целях. Там мы обнаружили большое количество обетных крестов, которые, как и каменные гурии, были навигационными знаками на пути следования мореплавателей. В течение тысячи лет поморы вели зверобойный и рыбный промысел в Белом море, в бухтах и заливах арктических островов. Обетные кресты и могильные знаки, рыбацкие избы на арктических просторах — свидетельства их подвигов. На острове Бритвин экспедиция восстановила обетный крест. Но остров имеет еще одну особенность — два профиля на разных сторонах скалистого берега — один напоминает голову волка или медведя, другой — профиль мужского лица с маленькой бородкой. Это была наша находка! Два символичных хранителя острова, смотрящих в разные стороны света. Причем, когда снимали шамана на Врангеле, обратили внимание, что его верный пес всегда садился за спину хозяина, просматривая горизонт с противоположной стороны. Прекрасная иллюстрация к «скульптурной паре» с острова Бритвин. Словом, главное качество документалиста — здоровое любопытство и умение замечать детали. Из них и складывается документальная история!

Возврат к списку