Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

САФУ и РАН объединяются для работы в арктическом шельфе

САФУ и РАН объединяются для работы в арктическом шельфе
19.07.2012
САФУ и РАН объединяются для работы в арктическом шельфе

В июне этого года было подписано соглашение о сотрудничестве Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова с Институтом океанологии РАН им. П. П. Ширшова. Взаимные интересы науки и образования сошлись на арктическом шельфе. Как планируется строить совместную работу, рассказал заместитель директора по научной работе Института океанологии Леопольд Лобковский.

САФУ: Чем была вызвана активизация сотрудничества с федеральным университетом?

Леонид Лобковский: Прежде всего, совпадением стратегических интересов этих организаций в комплексном изучении Арктического региона и стремлении играть ведущую роль в научном и кадровом обеспечении амбициозных планов России по освоению ресурсов арктического шельфа.

САФУ: Леопольд Исаевич, соглашение между университетом и институтом подписано, с чего начнется сотрудничество САФУ и Института океанологии РАН им. П. П. Ширшова? Какой будет первый проект?

Л.Л.: Определенные предложения в области образования, научных и прикладных исследований, безусловно, есть. Но прежде чем приступать к реализации конкретных проектов, необходимо создать соответствующие структуры — кафедры, научные лаборатории, инновационно-технологические центры, которые будут предлагать новые актуальные научно-технические проекты, готовить их технико-экономическое обоснование, участвовать в различных конкурсах. Пока такие структуры не созданы, говорить о самих проектах несколько преждевременно.

Для всех намечаемых проектов необходимы высококвалифицированные специалисты соответствующего профиля, дефицит которых сегодня остро ощущается в нашей стране. Институт океанологии готов оказать содействие в подготовке таких специалистов через свою аспирантуру, а также брать на практику студентов САФУ в Северо-западное отделение Института, расположенное в Архангельске.

САФУ: Леопольд Исаевич, чего Институт океанологии РАН ждет от САФУ?

Л.Л.: САФУ располагает квалифицированными учеными и специалистами, хорошо знающими регион, аналитическими лабораториями и измерительной техникой. Этот научно-технический потенциал может быть усилен интеллектуальными и материальными ресурсами Института океанологии и направлен на научное сопровождение и кадровое обеспечение крупных проектов по разработке нефтегазовых ресурсов арктического шельфа. Мы надеемся, что идея объединения усилий двух наших организаций в этом направлении научно-образовательной деятельности получит приоритетную поддержку со стороны руководства САФУ.

САФУ: Предполагается, что в САФУ будет создана совместная структура, которая непосредственно займется реализацией всех намеченных планов. Что будет представлять собой эта структура?

Л.Л: В предварительном порядке обсуждается идея создания научно-образовательного центра по изучению и освоению ресурсов Арктического шельфа при Институте нефти и газа САФУ. В его задачи, как мы предполагаем, будет входить комплексное изучение природных процессов, происходящих на континентальном арктическом шельфе, анализ потенциального воздействия добычи и транспортировки углеводородного сырья в морских арктических условиях на экологическую ситуацию в регионе, разработка и внедрение современных систем экологического, гидрометеорологического и геодинамического мониторинга арктического шельфа, развитие перспективных технических средств и технологий освоения ресурсов шельфа, обучение студентов и аспирантов по соответствующим специальностям, создание условий для морской практики на базе специализированного научно-исследовательского судна. 

САФУ: Как Вы оцениваете уровень освоения Арктических шельфов сейчас? Какие есть недоработки и проблемы, а также перспективы в разработке и добычи нефти и газа у России в Арктике?

Л.Л.: Несмотря на большие объемы практических работ и исследований на арктическом шельфе, уровень их пока нельзя считать достаточным. Этому есть несколько причин. Основная из них, пожалуй, заключается в разобщенности исследований. На акваториях Белого, Баренцева и Карского морей работает множество институтов и компаний, но результаты их работ носят локальный характер, вследствие чего общая картина геологической среды неполна, а без этого невозможно эффективное освоение минерально-сырьевой базы Арктики. Провести фундаментальные исследования таким образом, чтобы общая картина стала как можно более ясной, — основная наша задача.

Для этого потребуется провести не одну экспедицию. Наш институт располагает мощным научно-исследовательским флотом, но переход судов из Калининграда в Арктику и обратно требует больших затрат. К тому же они не могут работать на мелководье и в прибрежной зоне. Поэтому мы в ближайшее время сформулируем предложение по строительству недорогого специализированного судна, которое позволит ликвидировать эти пробелы в изучении шельфа.

Это будет не совсем обычное судно. Позволю себе остановиться на этом вопросе несколько подробнее. Предлагаемое судно представляет собой катамаран, длиной 30 м, шириной 12 м и весом 80 тонн. Автономность плавания — 25 суток, удаленность от берега 400 миль, т. е. более 700 км, а скорость хода 14 узлов. Наличие лабораторий с кольцевыми связями, открытые палубы общей площадью около 100 кв. м позволят устанавливать на борту самое современное приборное оборудование и проводить практически все виды научно-изыскательских работ: многолучевое эхолотирование, гидролокацию бокового обзора, высокоточное сейсмоакустическое профилирование, отбор донного грунта, геохимический анализ и хранение кернов для последующей обработки, выполнять комплекс гидрофизических измерений. Классификация судна проводится по Правилам Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (ГИМС), что практически избавляет судовладельца от всех хлопот, с которыми связано содержание судна, находящегося под классом Морского регистра, при этом оформление выхода в море предельно упрощено. Это, пожалуй, его самое большое преимущество. Судно может быть использовано для целей учебной практики студентов. На судне можно разместить 25 (и более) студентов, несколько преподавателей или ученых и проводить все перечисленные выше виды работ. Судно может быть использовано как для научных работ по программам РАН или по грантам РФФИ силами студентов, так и для выполнения коммерческих работ по заказам различных компаний.

САФУ: Леопольд Исаевич, какова роль ученых в освоении арктических шельфов и что представляет собой научное сопровождение энергетической политики? Какое место здесь может занять САФУ совместно с Институтом океанологии РАН?

Л.Л.: Как я уже отметил в начале нашего разговора, ученые Российской академии наук, в частности специалисты Института океанологии, имеют большой опыт комплексного изучения Мирового океана и различных его частей, например, континентального шельфа и склона. Многие проблемы, встающие перед нефтегазовыми компаниями, впервые выходящими на работы на арктическом шельфе, нам хорошо знакомы. Поэтому эти компании объективно заинтересованы использовать богатый опыт и высокий научный потенциал РАН при освоении ресурсов континентального шельфа. Объединение Института океанологии РАН и САФУ даст возможность не только решать сегодняшние задачи безопасного освоения арктического шельфа, но заложит основу для успешного развития нефтегазового комплекса в Арктике за счет подготовки научно-технического персонала высокого уровня по основным востребованным специальностям. 

В заключение хотел бы отметить, что инициатива совместной деятельности ИОРАН и САФУ в сфере развития фундаментальных исследований арктического шельфа и подготовки специалистов для освоения его нефтегазовых ресурсов получила одобрение и поддержку вице-президента Российской академии наук академика Н. П. Лаверова, который дал ряд ценных советов, как эффективно построить эту деятельность и, надеюсь, будет оказывать помощь в реализации различных совместных проектов САФУ и ИОРАН. 

Возврат к списку