Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Рекорды «Арктического плавучего университета» или «Без ледокола — к Земле Франца-Иосифа!»

Рекорды «Арктического плавучего университета» или «Без ледокола — к Земле Франца-Иосифа!»
18.07.2012
Рекорды «Арктического плавучего университета» или «Без ледокола — к Земле Франца-Иосифа!»

Первая научно-образовательная экспедиция «Арктический плавучий университет», организованная САФУ и Северным управлением гидрометеорологии, завершилась. В ней приняли участие ученые, преподаватели, аспиранты и студенты из Архангельска (САФУ, ИЭПС), Москвы (ГОИН), Санкт-Петербурга (ААНИИ). Во время рейса на НИС «Профессор Молчанов» проведено комплексное исследование Баренцева и Белого морей. В западном секторе Арктики подобная экспедиция проводилась полвека назад! 

За 40 дней путешествия участники «Арктического плавучего университета» установили рекорд и, возможно, сделали научное открытие. Об итогах исследовательского рейса рассказывает начальник экспедиции Константин Боголицын. 

Константин Григорьевич, на ваш взгляд, экспедиция «Арктический плавучий университет»  удалась?

— До нас подобную экспедицию пытались организовать разные научные институты, однако дальше идеи проекты не развивались. САФУ это сделать удалось! Хотя с самого начала предстоящий рейс казался авантюрой, так как это была первая морская экспедиция САФУ в Арктику. Мы, примерно, знали, куда и каким маршрутом предстоит идти, но абсолютно не понимали тонкостей таких путешествий. Пришлось учиться на своем опыте. 

Какой маршрут был выбран для НИС «Профессора Молчанова»? Приходилось ли вносить в него изменения, по каким причинам?

— Изначально экспедицию планировали провести по примерному маршруту: Архангельск — Белое море — Баренцево море (с заходом на архипелаги Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, остров Колгуев, полуостров Канин) — Белое море — Архангельск. К сожалению, из-за сложной ледовой обстановки мы не смогли подойти к Шпицбергену, но остальная часть маршрута почти не менялась. 

Экспедиция «Арктический плавучий университет» выполнила комплексное исследование Баренцева и Белого морей. На борту исследовательского судна работали океанологи, гидрохимики, метеорологи, химики, физики-гляциологи, географы, сейсмолог, биологи и радиологи. Был проведен отбор проб воды на гидрологических разрезах, отмеченных океанологами с начала изучения северных морей. Мы собрали данные с 13 разрезов в Баренцевом и Белом морях, провели работы на суточной рейдовой станции в районе острова Сосновец, а также на отдельных точках в Онежском и Двинском заливах. Эти станции являются своего рода индикаторами состояния экосистемы Западной Арктики. По пути следования судна другие участники рейса делали отбор проб воздуха, почвы, донных отложений, собирали водоросли, изучали берега, ландшафты и животный мир.

Были ли у руководства экспедиции опасения перед уходом в море?

— Большинство участников «Арктического плавучего университета» впервые занимались наукой и преподавательской деятельностью в море. График работы на НИС «Профессор Молчанов» был очень жестким. Первоначально мы планировали, что днем исследователи будут работать, а ночью, во время перехода судна к следующему гидрологическому разрезу, отдыхать. Однако все наши расчеты не оправдались, потому что при таком режиме мы не сделали бы и половины работы! 

Я впечатлен нашими студентами, от которых в экспедиции не услышал ни одной жалобы. Они много работали, бывало в режиме нон-стоп, во время шторма, но выстояли, при этом улыбались, хотя их и качало из стороны в сторону от усталости и напряжения. При этом у студентов хватало сил на развлечения, они выпускали судовую газету «Арктический вектор», принимали участие в организации праздничных мероприятий. И капитан судна Виктор Лощевский, и начальник рейса Александр Дрикер говорили, что удивлены стойкости и терпению участников экспедиции, которые, несмотря ни на что, выдержали все тяготы путешествия.

Я уверен, что студенты будут вспоминать не тяготы рейса, а только хорошее и рассказывать своим друзьям и близким о том, как было здорово! Им, как первым участникам экспедиции «Арктический плавучий университет», будут завидовать! Имена этих мальчишек и девчонок будут запечатлены не только в истории университета, но и в истории освоения Арктики. 

Какие значимые события произошли за 40 дней рейса?

— Наша экспедиция поставила рекорд! «Профессор Молчанов» — первый теплоход, который в июне сумел пройти к архипелагу Земля Франца-Иосифа без сопровождения ледокола. Это заслуга экипажа, прежде всего, капитана Виктора Лощевского. Я благодарен команде НИС «Профессор Молчанов» за то, что они послушали нас и рискнули пройти сквозь льды. Найти условный проход во льдах у нас получилось лишь с четвертой попытки! 

Нам казалось, что Арктика — это далекая недоступная страна, о которой можно узнать лишь из книг и репортажей по телевизору. Оказалось, она совсем близко! Архипелаги Земля Франца-Иосифа, Новая Земля входят в состав Архангельской области, в которой живет большая часть членов экспедиции «Арктический плавучий университет». 

Но, все же, пойти в Арктику может далеко не каждый! Туристы платят огромные деньги, чтобы увидеть красоты арктических архипелагов…

— Сегодня доступ к Арктике открыт для всех, кто хочет посвятить свою жизнь ее освоению. Главная цель САФУ — подготовка специалистов для работы в условиях Крайнего Севера. Поэтому в экспедицию на НИС «Профессор Молчанов» отбирали не просто самых лучших студентов, магистрантов и аспирантов, а тех, чьи научные работы связаны с изучением региона за Северным полярным кругом. Шанс стать участником рейса в высокие широты есть у многих из тех, кто учится и занимается наукой в нашем университете. Главное — правильно расставить приоритеты.

Насколько актуальна экспедиция «Арктический плавучий университет» с научной точки зрения?

— По моим данным, экспедиций в Баренцевом море не было уже 20 лет. Более того, такого большого объема научных исследований, какой сделали участники «Арктического плавучего университета», вообще не проводили. Комплексное изучение данного региона проходило 65 лет назад! Во время посещения Зимнегорского маяка в Белом море к нам в руки попала газета «Полярная правда» за 1947 год. В одной из статей рассказывалось о том, что в Баренцевом море планируют проводить комплексные научные работы, аналогичные исследованиям экспедиции «Арктический плавучий университет»! 

Согласно публикации, впервые за пятьдесят лет исследований Баренцева моря планировалось сделать генеральную съемку всего моря между Землей Франца-Иосифа, Новой Землей, северо-западным побережьем Норвегии и Шпицбергеном. В августе в рейс должны были отправиться четыре исследовательских судна, в том числе, корабли Полярного института «Саратов», «Кашалот» и «Рында». Предполагалось исследовать район площадью около 150 миллионов квадратных километров. Было указано, что корабли в общей сложности пройдут 12 000 миль, за 25 дней научные сотрудники проведут более пяти тысяч гидрохимических анализов, возьмут до шести тысяч проб на соленость и 500 гидрологических станций, впервые будут взяты пробы бентоса.

У двух экспедиций, проведенных с разницей в 65 лет, очень много общего. За 40 дней «Профессор Молчанов» прошел около пяти тысяч миль, участники рейса сделали аналогичное количество — пять тысяч — гидрохимических анализов и обработали 134 гидрологических станции. Кроме того, проанализировали более 250 радиологических проб, изучали растительный и животный мир. Данные по химическому составу водорослей могут дать абсолютно новые сведения для их эффективного применения в медицине, фармацевтике, косметологии и других областях. Мы впервые установили сейсмостанции на Новой Земле и других островных территориях и получили уникальные данные. Мы также комплексно исследовали Белое море. Интересно, что в обеих экспедициях для проведения исследований было задействовано новое отечественное и зарубежное оборудование. В частности, на «Профессоре Молчанове» была установлена аппаратура из Центра коллективного пользования научным оборудованием «Арктика» САФУ. 

Правда ли, что в ходе экспедиции было открыто неизвестное течение?

— В Баренцевом море мы наблюдали неизвестные ранее потоки теплой воды. Не исключено, что они являются причиной существенного смещения границы льда к северу. По словам океанолога ААНИИ Михаила Махотина, течение, несомненно, влияет на состояние экосистемы Баренцева моря, и его обнаружение сродни научному открытию. Однако этот факт требует времени для подтверждения.

Научные работы были выполнены в полном объеме?

— Мы сделали больше научной работы, чем планировали! Участники экспедиции привезли в Архангельск огромное количество проб, обработка и анализ которых займет не один месяц. Изучение данных будет происходить в Центре коллективного пользования научным оборудованием «Арктика». Современная аппаратура позволит исследовать полученные образцы на базе САФУ без обращения в другие научные институты и организации. 

Какое главное достижение экспедиции «Арктический плавучий университет»?

— Главное достижение в том, что ученые разных научных направлений, а также студенты, в ходе рейса объединились в одну команду. Все понимали, что от них зависит общий результат экспедиции и самоотверженно помогали друг другу. Студенты почувствовали себя равными с опытными исследователями, потому что выполняли такую же работу, и это, несомненно, помогло будущим специалистам в их личностном росте. В ходе экспедиции сформировался единый научный коллектив единомышленников, который и дальше сможет слаженно работать на общий результат.

Каким образом будут использованы результаты экспедиции?

— Они войдут в общую научную базу данных, в различные справочники, в частности, гидрохимии и гидрологии. Сейчас участники экспедиции работают над отчетом, который САФУ планирует выпустить в виде книги. Ее содержание будет носить не только описательный характер, но иметь чисто научный раздел, который заинтересует многих специалистов, работающих в арктическом регионе. 

Данные комплексного исследования Баренцева и Белого морей могут войти в целый ряд публикаций в серьезных научных журналах. Авторское право будет сохранено за всеми участниками экспедиции. Осенью мы планируем провести в университете студенческую конференцию по результатам проделанных научных работ. Часть материалов будет представлена на международном конгрессе, посвященном освоению Арктики, который также пройдет осенью в САФУ. 

«Арктический плавучий университет» — это еще и образовательная экспедиция. Какие важные знания приобрели студенты?

— Студенты занимались в рейсе не только своей научной работой, но также подключались к другим исследовательским группам. Они взаимно заменяли друг друга и в результате освоили новые приемы практики лабораторных исследований, отбора проб, обработки данных. Образовательная программа была насыщенная. Студентам читали обзорные лекции по океанологии, географии, химии, сейсмологии, биоресурсам и так далее. В итоге у участников рейса должно было сформироваться комплексное представление об Арктике и объектах исследования в этом регионе. 

Еще один важный обучающий момент экспедиции — созерцание красот Арктики и общение с живущими там людьми, утверждающими, что им комфортно жить вдали от цивилизации. Для этого мы сделали большое число высадок на островные территории. До экспедиции многие студенты не поняли бы этих людей, потому что комфорт обычно ассоциируется совершенно с другими вещами: это машина, благоустроенная квартира, телевизор, интернет. В Арктике люди живут в абсолютно другом мире, где все эти блага цивилизации не имеют никакого значения. Это тоже своеобразный рост для студентов. 

Вы уже думали о том, какой должна быть следующая экспедиция «Арктический плавучий университет»?

— Если проект «Арктический плавучий университет» завершится первой экспедицией, то все напрасно. В следующий раз научно-образовательный рейс должен проходить в августе — это самый благоприятный месяц в Арктике. Его участники обязательно должны побывать и на Земле Франца-Иосифа, и на Шпицбергене. Экспедиция должна быть международной, в ходе которой мы должны получить объективные данные и знания по состоянию экосистемы Арктики. Оптимальный вариант продолжительности научных рейсов — 25–30 дней. Объем научных работ от этого не пострадает. Если до начала экспедиции все правильно и грамотно рассчитать, тогда ее эффективность будет более высокой. Не надо будет отвлекаться на какие-то моменты, которые можно было решить заранее. Я думаю, что в этом как раз и состоит положительный опыт первой экспедиции.

Возврат к списку