Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

На Летней школе РСМД и САФУ участники обсудили правовые основы взаимодействия в Арктике

На Летней школе РСМД и САФУ участники обсудили правовые основы взаимодействия в Арктике
13.07.2012
На Летней школе РСМД и САФУ участники обсудили правовые основы взаимодействия в Арктике

В первый день работы 12 июля с подробными докладами на тему правовых основ взаимодействия в арктическом регионе выступили заведующий кафедрой международного права МГИМО (У) МИД России Николай Вылегжанин и доцент кафедры международного права сравнительного правоведения САФУ Марианна Мелентьева.

Николая Вылегжанин рассказал об основных проблемах, возникающих при разделении арктической территории, и представил узловые модели её дробления. «В Арктике взаимодействие государств идёт на трёх уровнях. Во-первых, на универсальном — в рамках конвенции ООН и международного права. Во-вторых, сотрудничество осуществляется на региональном уровне, и, в-третьих, на двустороннем уровне. Оптимум этой правовой основы взаимодействия обеспечивает сбалансированные интересы арктических государств. Если же попытаться гипертрофировать один из уровней, например, универсальный в ущерб региональному, то от этого арктические государства пострадают. Именно сочетание универсального, регионального и двустороннего уровней обеспечивают справедливое решение многих вопросов», — пояснил заведующий кафедрой международного права МГИМО (У) МИД.

Марианна Мелентьева рассказала о том, какой правовой режим существует на Шпицбергене. «Цель лекции — дать представление, какова роль участия Норвегии, а так же государств, подписавших Парижский договор 20-го года в определении правового режима архипелага. И дать развёрнутое представление, какие вопросы возникают на основании вновь появившихся норм международного права, какие спорные ситуации или разногласия в перспективе могут появиться или уже завязались между государствами, относительно толкования норм этого договора.

По мнению экспертов, чаще всего разногласия возникают из-за инакотолкования международных норм. Как объясняет Марианна Мелентьева, это происходит по причине различия языков заинтересованных сторон. Несмотря на то, что документы составляются на международном языке (английском), при переводе зачастую возникают разные смыслы. По словам Николая Вылегжанина, иногда государствам просто выгодно, чтобы какая-либо территория была спорной: в таком случае она не принадлежит никому, а значит «пользоваться» ей никто не запретит.

В последующие дни участников Летней школы ждут лекции о транспорте и инфраструктуре, космических технологиях и инфраструктуре в Арктике, круглые столы и деловая игра «Международное сотрудничество в Арктике».

Напомним, что Летняя школа Российского совета по международным делам и Северного (Арктического) федерального университета проходит на территории Малых Корел, а её главной целью, по словам программного директора РСМД Ивана Тимофеева, является создание кадрового резерва, то есть поиск передовых молодых людей компетентных в области международной проблематики. «Университет — это точка притяжения, вокруг которой собирается все городское сообщество», — подчеркнул он.

Итогом работы Летней школы станет разработка «Дорожной карты международного сотрудничества в Арктике». То есть документа или практического руководства с оценкой вызовов, угроз, описанием сценария действий и разработкой конкретных проектов в области международной проблематики. «Дорожная карта» определит конкретные действия для развития международного сотрудничества арктических государств до 2018 года и будет рекомендована к рассмотрению в федеральных органах государственной власти.

Артем Ботыгин

Возврат к списку