Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Объединение САФУ и Севмашвтуза завершается

Объединение САФУ и Севмашвтуза завершается
27.06.2012
Объединение САФУ и Севмашвтуза завершается

Присоединение к Северному (Арктическому) федеральному университету филиала «Севмашвтуз» Санкт-Петербургского государственного морского технического университета — главная новость в сфере образования для жителей города корабелов. Чтобы развеять слухи и прояснить ситуацию, мы поговорили с директором Института судостроения и морской арктической техники САФУ, создаваемым на базе «Севмашвтуза», заслуженным работником высшей школы Виктором Гальпериным.

Виктор Ефимович, приемная комиссия в новом институте САФУ — судостроения и морской арктической техники (ИСМАРТ) — начала работу с 20 июня. Сколько бюджетных мест выделено Министерством образования и науки России в этом году? Изменилась ли эта цифра по сравнению с прошлым годом?

В.Г.: В связи с вхождением «Севмашвтуза» в состав федерального университета и появлением Института судостроения и морской арктической техники количество бюджетных мест увеличилось. В 2011 году нам дали 199 бюджетных мест, в этом — 213. Из них 96 мест выделено для тех, кто решил обучаться по пятилетней программе «завод-вуз», 77 мест — на дневное обучение, 30 — для подающих документы на вечернее отделение и 10 — для заочников. Отмечу, что за два первых дня работы приемной комиссии абитуриенты подали 23 заявления.

Ждете ли вы иногородних студентов и насколько обеспечен институт условиями для их размещения?

В.Г.: У нас есть 60 мест в общежитиях. Каждый год к нам приезжают ребята из Холмогорского, Онежского и других районов области. Также запланировано строительство нового общежития и надстройки пятого этажа к уже существующему. Эти средства будут выделены в рамках программы развития Северодвинского судостроительного инновационного кластера.

Как прошел процесс перехода Севмашвтуза в состав САФУ? Сколько студентов согласилось учиться в федеральном университете?

В.Г.: Практически все. Только 12 студентов не подали заявление о переводе их в САФУ. Питерская «Корабелка» возьмет их к себе. Знаю, что многие из них давно хотели переехать в северную столицу. Все студенты, обучающиеся на внебюджетной основе, перешли в САФУ, размер оплаты за учебу у них не изменился. Однако стоимость обучения для студентов, поступающих в этом году на первый курс на платной основе, повышается в связи с изменениями федерального законодательства в сфере образования. С 1 июля 2012 года начинается переход на нормативное финансирование вузов по оказанию государственных образовательных услуг.

Виктор Ефимович, какова судьба учебного военного центра Севмашвтуза?

В.Г: Учебный военный центр всегда принадлежал Санкт-Петербургскому государственному морскому техническому университету, а в «Севмашвтузе» работал его цикл, который сейчас согласно приказу передан в «Корабелку». Однако в связи с тем, что сократилась потребность в кадровых офицерах, так и в военно-обученных офицерах запаса, в том числе по специальностям военно-морского флота, центр приостановил набор офицеров еще пять лет назад, и возобновлять военную подготовку в вузах не собирались. Об этом в официальном письме нам сообщил начальник Главного управления кадров Министерства обороны России, генерал-лейтенант В. Горемыкин. На сегодняшний день в цикле, который действовал в «Севмаштузе», остались обучающиеся на четвертом и пятом курсе, которые и должны переехать в Санкт-Петербург. Мы со своей стороны сделали все, чтобы ребята доучились два года в Северодвинске, но ректор Санкт-Петербургского государственного морского технического университета не пошел на это. В какой-то мере это издержки военной профессии. Подчеркну, судьба цикла учебного военного центра и переход «Севмашвтуза» в состав САФУ никак не связаны.

Насколько востребованы выпускники Севмашвтуза? И как спрос на выпускников может измениться в связи с объединением?

В.Г.: Студенты, которые будут учиться по программе «завод-втуз», гарантированно трудоустроятся. САФУ уже получил заказ от Объединённой судостроительной корпорации на подготовку и переподготовку специалистов в области судостроения. На сегодняшний день в состав ОСК входит 32 предприятия судостроения и судоремонта, а также 9 проектно-конструкторских бюро. В основном выпускники Института судостроения и морской арктической техники САФУ пойдут работать на северодвинские предприятия ОСК — «Севмаш» и «Звездочку», но, поскольку система ОСК разветвленная, будут возможности трудоустройства и на других предприятиях и подразделениях корпорации. Когда-то «Севмашвтуз» готовил кадры для всего Советского Союза. Мы получали множество заказов на наших специалистов, потому что лучшей подготовки кадров для ядерного судостроения, чем в Северодвинске, не найти нигде. Сейчас этот успешный опыт мы хотим возобновить. Мы уже получаем заказы на подготовку специалистов от предприятий Нижнего Новгорода, Мурманской области, Дальнего Востока и даже от научно-исследовательского центра «Курчатовский институт».

Виктор Ефимович, как воспринял ликвидацию филиала профессорско-преподавательский состав? И изменились ли условия работы?

В.Г.: Мы говорим, что наш девиз: «Преемственность и развитие!». Присоединение «Севмашвтуза» к САФУ не повлекло масштабной реорганизации и тем более увольнений. Более того, у всех преподавателей существенно возрастает заработная плата. Например, у кандидатов наук и доцентов в среднем она увеличивается на 8 000 рублей. Таким образом, с учетом северных надбавок их заработная плата составит 3035 тысяч рублей. Кроме того, в связи с принятым в САФУ коллективным договором, а также введением новой системы оплаты труда со стимулирующими надбавками, которые, бесспорно, будут распространяться и на сотрудников Института судостроения и морской арктической техники, работа в штате федерального университета явно более перспективная.

Комментарий

Кремлева Людмила, доктор технических наук, заместитель директора Института судостроения и морской арктической техники

В ИСМАРТ запланировано открыть и оснастить более 20 учебных лабораторий. На закупку нового оборудования заложено около 230 млн рублей — сравните, в «Севмашвтузе» выделялось лишь 200 000 рублей ежегодно, а в последнее время и это финансирование сокращалось. Сначала в Институте произойдет обновление электронных и технических систем, которые позволят выполнять техно-лабораторные работы, производить дипломное проектирование, научную деятельность как студентам, так и аспирантам и преподавателям. Это современное цифровое оборудование, которое есть во многих ведущих вузах. Появится также и крупногабаритное програмно-управляемое технологическое оборудование — испытательные машины, стенды. И если все пойдет по плану, то ИСМАРТ будет оснащен самыми передовыми технологиями.

Cпециально для газеты «Северный рабочий»

Возврат к списку