Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Опыт стран Балканского региона будет использован при разработке стратегического плана действий по развитию туризма в Баренцевом регионе

Опыт стран Балканского региона будет использован  при разработке стратегического плана действий по развитию туризма в Баренцевом регионе
14.06.2012
Опыт стран Балканского региона будет использован при разработке стратегического плана действий по развитию туризма в Баренцевом регионе

С 4 по 9 июня в рамках реализации международного проекта по Программе ЕС «Коларктик» «Государственно-частное партнерство в сфере туризма в Баренцевом регионе — BART» состоялась учебная поездка участников проекта в Черногорию и Италию. Цель поездки — знакомство с опытом и стратегиями развития туризма в новых странах Балканского региона в контексте трансграничного сотрудничества. Баренцев регион представляли специалисты Лапландского института развития туризма, Департамента туризма Регионального Союза Лапландии, Технологического института г. Лулео (Швеция), Баренц Института (Норвегия), Министерства по делам молодежи и спорту Архангельской области, Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова, Департамента экономического развития Мурманской области, Мурманского государственного гуманитарного университета и Мурманского государственного технического университета.

Насыщенная программа визита в Черногорию включала рабочие встречи с представителями Национальной туристической организации в столице Черногории Подгорице, факультета туризма и гостеприимства Университета Черногории в городе Котор, Туристической ассоциации муниципалитета Бар, Туристского информационного центра в национальном парке «Озеро Скадар», а также основных туристических объектов. 

На сегодняшний день туризм является одной из ключевых отраслей экономики Черногории. Согласно статистике в 2011 г. доля туризма в ВВП страны составила 17,2%, что вывело турсектор на второе место после промышленности. В национальной стратегии развития туризма данный показатель планируется повысить до 36% к 2020 г., тем самым, увеличив его долю в структуре занятости с 20% до 33%. Реализуемая стратегия ставит новые задачи перед образовательными учреждениями Черногории, осуществляющими подготовку специалистов в сфере туриндустрии. На факультете туризма и гостеприимства Университета Черногории по программам бакалавриата, магистратуры и специалитета обучается около 1200 человек, 30% из которых — иностранные студенты из соседних стран. Обучение строится на практико-ориентированном подходе, при котором 50% учебной нагрузки отводится на производственную практику на базе региональных предприятий турсектора. Сильной стороной обучения является тесное взаимодействие университета с органами государственной власти и более 100 туристическими компаниями, а также реализация программ академической мобильности с Сербией, Албанией, Боснией, Италией и Россией. 

В ходе проведенных рабочих встреч и дискуссий участникам поездки был представлен туристско-рекреационный потенциал Черногории, перспективы развития туристического сектора, формы продвижения национального бренда «Черногория — первозданная красота», организация туризма в особоохраняемых природных территориях (в Черногории расположены 5 национальных парков), успешные примеры государственно-частного партнерства, а также существующие вызовы и риски. 

Не менее продуктивно прошла рабочая встреча в Италии, в офисе международного проекта «TURGRATE.2 — Совместные действия по устойчивому развитию туризма» (www.turgrate2.eu), реализуемого в рамках Программы ЕС при участии партнеров из Италии, Черногории, Греции и Албании. Руководители проекта из муниципалитета Мезанья представили задачи проекта, направленные на расширение трансграничного сотрудничества в сфере туризма и продвижение инновационной интегрированной системы управления единым туристическим продуктом стран региона Адриатического моря, основанном на уникальных природных, исторических и культурных ценностях каждой страны-участницы проекта. Обсуждались промежуточные результаты деятельности по проекту и особенности межкультурного взаимодействия, вызвавшие большой интерес северных партнеров, особенно в связи с разработкой стратегического Плана действий развития туризма в Баренцевом регионе. Полученный опыт по созданию и продвижению регионального туристического кластера будет использован экспертами проекта BART при позиционировании Баренцева-Евроарктического региона на мировом туристическом рынке.

Участники поездки также отметили, что проведение подобных бенчмаркинговых встреч позволяет приобрести ценный опыт по организации MICE-мероприятий в рамках планируемого второго этапа проекта BART, предусматривающего внедрение Плана действий по развитию туризма в БЕАР и продвижение продуктов MICE-туризма при активном вовлечении предприятий и некоммерческих организаций туротрасли. 

В целях распространения успешных практик и моделей государственно-частного партнерства участниками проекта готовится серия статей для опубликования в научных изданиях Баренцева региона, а также представление результатов проекта на международных и региональных симпозиумах и конференциях осенью 2012 г. в Норвегии, Швеции и Архангельске. 

Л. А. Зарубина, начальник отдела международных проектов САФУ, координатор проекта по административным вопросам

Т. С. Силинская, специалист Iразряда отдела развития регионального туризма министерства по делам молодежи и спорту Архангельской области, тематический координатор проекта

eulippu_vari.jpgKolarctic-a.png

Проект софинансируется Европейским Союзом 

Возврат к списку