Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

В Герценовском университете обсудили проблемы и тенденции образования XXI века

В Герценовском университете обсудили проблемы и тенденции образования XXI века
22.05.2012
В Герценовском университете обсудили проблемы и тенденции образования XXI века

14-15 мая в Санкт-Петербурге прошло два больших события: 215-летие Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена и II Всероссийская педагогическая ассамблея «Образование ХХI века: развитие человеческого потенциала». О них мы беседуем с доцентом нашего университета Светланой Александровной Коваль.

САФУ: Светлана Александровна, Вы стали участником двух знаменательных событий. Каковы Ваши впечатления?

С.А. Прежде всего, хочу сказать, что в Санкт-Петербурге было три представителя САФУ. Кроме меня, это заместители директора Института педагогики, психологии и социальной работы Маргарита Игоревна Постникова и Наталья Юрьевна Флотская. Как Вы могли заметить, это была вторая Ассамблея, первая же состоялась также в РГПУ в январе 2010 года, на которой президентом страны Дмитрием Медведевым был дан старт «Году учителя» и той инициативе, которая получила название «Наша новая школа». А впечатлений действительно очень много.

САФУ: И все-таки, чем запомнилась эта Ассамблея?

С.А.: Прежде всего, составом и энтузиазмом участников. Их было более шестисот: представители практически всех регионов России, преподаватели Герценовского университета, школьные учителя, общественные деятели, политики, руководители Санкт-Петербурга. Во-вторых, это торжественно-праздничная и одновременно очень деловая атмосфера пленарного заседания, которое проходило в Колонном зале университета. В приветствии губернатор Георгий Полтавченко отметил, что Российский государственный педагогический университет — гордость Петербурга и России. С приветствием также выступил заместитель министра образования и науки Максим Дулинов.

САФУ.: Какова была тематика докладов на пленарном заседании?

С.А.: Базовый доклад прочитал ректор университета Валерий Павлович Соломин. Его тема — «Герценовский университет: история педагогических инноваций и современность». Как Вы понимаете, выступление было посвящено историческому пути вуза, который ведет свою историю от Воспитательного дома, созданного по Указу императора Павла I в мае 1797 года, на базе которого позже создавались и другие педагогические учебные заведения. И, конечно, познавательной и полезной информацией для нас стала демонстрация современного развития университета, его инновационной деятельности. К слову, именно герценовцы первыми в системе педагогического образования стали осваивать систему многоуровневого высшего образования; ими разработаны теоретические и практические основы гуманитарных технологий; широко развиваются международные связи; здесь созданы институт народов Крайнего Севера и кафедра ЮНЕСКО; инновации. Важно, что наши вузы связывают давние творческие связи. Университетам всегда есть о чем поговорить и чему поучиться друг у друга.

САФУ: Ассамблея была посвящена теме образование ХХI века. Какие проблемы и тенденции современной системы образования были рассмотрены?

С.А.: Вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов (обращу внимание, что он почётный доктор нашего университета) выступил с докладом на тему «Реалии российского образования: проблемы и пути решения». И, конечно, эту проблематику обозначили темы круглых столов и дискуссионных площадок. За два дня их состоялось восемнадцать. Вот некоторые из них: «Образовательные стандарты и развитие личности: совпадение векторов или параллельное существование?», «Образование взрослых: каким ему быть?», «Семья, школа, вуз, среда: поиск синергии», «Современное образование в массмедийном пространстве: кто кого или диалог?».

САФУ.: И, конечно, попасть на все не было никакой возможности.

С.А.: Конечно, нет. Но мы смогли побывать на шести заседаниях. Кроме того, мы получили все так называемые «блокноты участника круглого стола», в которых обозначены темы для обсуждения, представлена краткая информация, сформулированы вопросы для обсуждения. Их анализ, а также выступления координаторов по итогам работы на заключительном пленарном заседании дают представление о современных проблемах образования.

САФУ: Светлана Александровна, можно ли их кратко сформулировать?

С.А. : Попытаюсь со ссылкой на Резолюцию, в которой, в частности, отмечается: «Учитывая особую значимость образования в контексте новых задач развития личности, общества и государства, модернизации экономики и науки, участники ассамблеи выдвигают предложения по первоочередным мерам поддержки педагогического образования. Во-первых, необходимо включить технологии развития человеческого капитала в перечень ведущих критических технологий Российской Федерации. Во-вторых, обеспечить поддержку и развитие сетевого сотрудничества вузов в сфере подготовки педагогических кадров. К слову, по этому вопросу между САФУ и РГПУ подписан договор о сотрудничестве. В-третьих, предусмотреть бюджетное финансирование повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов, осуществляющих подготовку учителя, по актуальным вопросам развития общего и профессионального образования. И обратить особое внимание на развитие инклюзивного образования». Правда, это только малая часть того, что было решено в резолюции.

САФУ: Но эти предложения касаются педагогического образования? Можно ли их использовать в других сферах образовательной деятельности?

С.А.: Да, конечно, в первую очередь на Ассамблее речь шла о педагогическом образовании. Но обратите внимание, что вопросы общего образования, новых технологий, повышения квалификации, заработной платы касаются всего образовательного сообщества. И то, что Герценовский университет поднимает эти вопросы, дает нам возможность присоединиться к их обсуждению, высказать свою точку зрения, свои предложения

САФУ: Вероятно, это можно будет сделать на конференции "Многоуровневая система высшего профессионального образования: становление, проблемы, перспективы", которая планируется в сентябре ?

С.А.: Думаю, что наша конференция предстоящей осенью действительно будет способствовать усилению внимания к проблемам высшего образования во всех направлениях. Но давайте к этой теме обратимся специально.

Фотографии с официального сайта РГПУ им. А.И. Герцена.

Возврат к списку