Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Экология и строительство — решение вечного спора

Экология и строительство — решение вечного спора
24.04.2012
Экология и строительство — решение вечного спора

Игорь Кантаржи, доктор технических наук, профессор Московского государственного строительного университета, посетил САФУ с серией лекций. Профессор объясняет магистрантам и студентам старших курсов института строительства и архитектуры САФУ механизм обязательной экологической экспертизы, проводимой на проектной стадии сооружения. 

Как заверил заведующий кафедрой композиционных материалов и строительной экологии САФУ, профессор Аркадий Айзенштадт дисциплины, которыми занимается Игорь Кантаржи, своего рода уникальны и имеют громадное значение для студентов. «Приоритетные направления университета — это развитие инфраструктуры прибрежных территорий. Игорь Григорьевич в Москве ведет один из уникальных практических курсов — водолазные работы при строительстве портовых сооружений — сам ныряет со студентами для проверки подводных условий строительства. Такое не только можно, но и нужно делать и САФУ!» — пояснил Аркадий Айзенштадт. Перед тем как профессор выступил перед студентами и магистрантами, мы задали Игорю Григорьевичу несколько вопросов. 

САФУ: Игорь Григорьевич, Вы в университете не первый раз. Вы были у нас на международной конференции в рамках проекта «E-URAL», расскажите, что привело Вас в Северный (Арктический) федеральный университет сегодня? 

Я приехал по приглашению университета, чтобы на протяжении трёх дней прочитать курс лекций «Экологическая экспертиза». За это время я поговорю со студентами об особенностях экологического менеджмента, экологической экспертизы и напоследок поделюсь личным опытом, расскажу, какие сложности возникают на реальных объектах. Кстати, чтобы посетить САФУ, я специально перенес встречу с заместителем председателя правительства Дмитрием Козаком и министром регионального развития Виктором Басаргиным по строительству олимпийских объектов в Имеретинке. 

САФУ: Экологическая экспертиза — это обязательная процедура? Каким образом она проходит? 

Да, проект не считается законченным, если он не прошел две стадии государственной экспертизы — экологической и государственной. Сейчас за её проведение отвечает подразделение министерства природных ресурсов — Росприроднадзор. Признаюсь, у меня очень большой опыт проведения экологических экспертиз. Для экспертизы каждого объекта собирается группа специалистов. У таких комиссий сейчас гигантский объем работы. Я уже участвовал в проверке более чем ста проектов. Поэтому знаю не только формальную организацию крупных строительных проектов, но и могу рассказать про реальные ситуации. Обычно этому не учат в вузах и познают только на своём опыте. Зачастую проекты высокого уровня — это не только строительные проекты, но и политические. Когда я был председателем экспертной комиссии по одному олимпийскому проекту, мне рекомендовали учесть тот факт, что это объект очень важный для России в политическом смысле. На что я ответил, что это должны были учитывать разработчики. Мы, к счастью, совершенно независимы и можем позволить себе быть принципиальными. 

САФУ: Игорь Григорьевич, как вы оцениваете динамику застройки в нашей стране? 

Строительство идет сумасшедшими темпами. Постоянно осваиваются новые месторождения нефти газа, это требует организации всей инфраструктуры. Много где строят морские порты, заводы, например, на Ямале проектируется инновационный завод по сжижению газа. На острове «Русский» строится порт и огромный университетский городок, в связи с проведением молодежного саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Олимпиада в Сочи, конечно, прибавляет объемов работ. В России так же масса сооружений требуют реконструкции. 

САФУ: Игорь Григорьевич, вы участвовали в экспертизе многих стратегически важных для страны сооружений, в том числе и олимпийских объектов. Как часто экспертная комиссия даёт отрицательное заключение. И в чем Вы видите основные проблемы современного строительства? 

Достаточно много — примерно 20% получают отказ в реализации проекта. К примеру, недавно мы «бросили в корзину» проект по саммиту АТЭС — постройки сухого дока. Самая главная проблема — низкий профессиональный уровень. У нас практически потеряна специальность «главный инженер проекта», а он должен управлять огромным проектом, понимать его технологическую, экологическую и политическую составляющую. Система тендера тоже влечет определенные проблемы. В такой системе выигрывает его тот, кто заявил меньшую стоимость. Но часто бывает так, что реализовать его не удается. Кроме того, часто не обращают должного внимания на экологическую оценку воздействия на окружающую среду. 

САФУ: Существует разница между экспертизой сооружений, строящихся на юге и на севере? 

Законодательно нет. Но разработчик должен, безусловно, обращать внимание на такие особенности, как вечная мерзлота, термогидродинамический процесс. К примеру, очень интересный проект — строительство в Певеке, на Чукотке понтонной атомной станции. Это идея Росэнергоатома — обеспечить весь Север России атомными энергостанциями. Там, конечно, особые условия — вечная мерзлота, два месяца периода навигации, сложные грунтовые условия. При строительстве в арктических широтах всегда возникают международные проблемы. Например, в случае аварии выпадет радиоактивный элемент на льдину, которую может унести в Канаду, Норвегию. 

Возврат к списку