Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Завершилась первая комплексная экспедиция по изучению современной поморской культуры

Завершилась первая комплексная экспедиция по изучению современной поморской культуры
13.04.2012
Завершилась первая комплексная экспедиция по изучению современной поморской культуры

В апреле 2012 года завершилась комплексная экспедиция по изучению современной поморской культуры. «Поморская экспедиция-2012» является совместным научно-исследовательским проектом Поморского института коренных и малочисленных народов Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) и Архангельской региональной общественной организации «Поморская экспедиция», реализуемого на побережье Белого моря.

12 апреля в САФУ состоялась пресс-конференция по итогам первой «Поморской экспедиции — 2012». Руководитель экспедиции Александр Шаларёв представил журналистам обзор о том, как в настоящее время живут люди, считающие себя поморами, и их предки, занимающиеся промыслами. Участники экспедиции на лыжах прошли по берегу Кольского полуострова, обогнув его полностью.

«То, что мы шли именно на лыжах, помогло нам достичь высокого уровня доверия у местного населения. А это очень важно при проведении исследований! Чужому человеку многое не расскажут», — отметил Александр Шаларёв. И такой подход очень хорошо помог выполнить поставленную цель — экспедиция проводилась ради создания этнографического среза о жизни поморов в начале XXI века.

А рассказать было что — в настоящее время жизнь поморов существенно изменилась в силу объективных обстоятельств. Участники экспедиции, в числе которых были и студенты САФУ, прошли 600 километров по побережью Белого моря и посетили старинные поморские села: Поной, Сосновка, Пулоньга, Пялица, Чапома, Стрельна, Тетрино, Чаваньга, Кузомень, Варзуга. Исследователи встречались с местными жителями — теми, кто живет охотой, оленеводчеством, промыслом рыбы. И все они отмечали, что из-за недостатка транспортного сообщения жизнь в поморских селах умирает. Там, где есть транспортные коммуникации, люди живут более-менее хорошо. Они могут не только изготовить что-то, но и продать.

Каждое поселение обязательно чем-то отличается от других. В некогда богатом селе Поной ныне живут лишь два вооруженных охранника, а рядом на реке Поной стоят туристические базы, где туристы ловят семгу. А «диких» туристов могут просто вывезти из этой местности на вертолетах. В селе Пулоньга люди живут довольно хорошо: у каждой семьи по 2-3 снегохода. При этом наблюдается полное отсутствие алкогольных напитков в магазинах села. В селе Чапома, где раньше разводили тюленя и скот, ныне осталось только 9 коров — вот и вся экономика. В Варзуге есть музей, который держится на одном инициативном человеке, но администрация села не только не хочет его поддержать, но и хочет брать с него арендную плату, что в итоге грозит закрытием музея.

Отдельно нужно сказать, что детей в поморских селах практически нет — у них нет возможности получить образование в родном селе, поэтому детей увозят либо к родственникам в крупные райцентры, либо отдают в интернаты. «Это, конечно, очень печально. Таким образом, теряются не только родственные связи, теряется и связь с родными местами. Дети могут приезжать только на каникулы, чего, конечно же, недостаточно для полноценного воспитания», — отметил директор НОЦ «Поморский институт коренных и малочисленных народов» САФУ Иван Мосеев.

Стоит отметить, что прогресс существенно влияет на жизнь поморов. Так, например, в реке Нижняя Золотица перестала водиться семга, а люди ею кормились. На реку Поной, где рыба еще есть, за семгой лучше не ходить, чтобы не нарваться на конфликт с охранниками местных баз отдыха. Тюленя теперь бить нельзя, и это отражается на количестве пойманной рыбы — зачастую тюлень съедает то, что было в сетях промысловиков.

«Земли, на которых проживала общность поморов, на сегодняшний день не принадлежат их потомкам, они разделены административными границами и активно заселяются и осваиваются другими народами. Утеряна культурная, историческая, экономическая, ментальная целостность поморов. Дети поморов лишены возможности стать наследниками (культурное наследие, духовное наследие, материальные ценности, земля) своих предков, — делают вывод участники экспедиции. — Если не будут предприняты целенаправленные и осмысленные шаги по возрождению Поморского края, то в ближайшее десятилетие этот пласт мировой культуры исчезнет. А русская культура потеряет корневую связь с культурообразующим ядром белой расы. А это значит, что наши потомки всё больше будут воспитываться в культурной среде чужих народов и им всё труднее будет самоопределять свою национальную принадлежность, что, в конечном счёте, ведёт к исчезновению русского народа».

Сейчас участникам «Поморской экспедиции 2012» предстоит большой объем работ по обработке собранного материала. Результатом экспедиции станет альманах, который планируется выпустить уже в этом учебном году.

Александр Шаларев и Иван Мосеев пригласили студентов САФУ к участию в следующей «Поморской экспедиции», которая состоится уже в июне 2012 года. Для того, чтобы стать участником экспедиции, нужно подать заявку в свободной форме в НОЦ «Поморский институт» (Мосеев Иван Иванович,  ivmoseev@atnet.ru, тел.факс (8182) 653251).

Возврат к списку