Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Путь в науку через преемственность школы и вуза

Путь в науку через преемственность школы и вуза
28.03.2012
Путь в науку через преемственность школы и вуза

В САФУ 26–28 марта проходит Международная научно-практическая конференция «Развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования РФ: требования, проблемы, риски, перспективы в федеральном университете». В рамках конференции состоялись лекции профессоров ведущих вузов России на актуальные темы образования. 

С лекцией по теме «Международное тестирование как фактор развития образования» выступила Елена Пискунова, д.п.н, профессор РГПУ им. А. И. Герцена. В своем выступлении Елена Витальевна рассказывала о международных сравнительных исследованиях, в которых Россия принимает участие в области образования. 

«Сегодня Россия ставит амбициозные задачи по инновационному развитию, и образование в этом плане занимает ключевую позицию. Результаты исследований могут помочь нам спроецировать дальнейшее развитие российского образования», — говорит Елена Витальевна. 

Одно из самых системных исследований PISA — исследование по оценке качества образования. Проверяются не просто предметные знания, а умение детей применять их в жизни. «Здесь Россия занимает не самые первые места. Но аналитические материалы, которые мы получаем в рамках этого исследования, дают очень богатый материал для размышлений, — рассказывает Елена Витальевна. — На основе их строятся очень многие изменения в системах общего и педагогического образования». 

Еще один пример — исследования по оценке качества математической и естественнонаучной грамотности TIMSS. Здесь проверяются предметные знания. Например, российские учащиеся 4-х классов делят первое место со школьниками Сингапура по грамотности чтения. Это показатель того, что введение новых стандартов в начальной школе привело к положительным изменениям. 

Анна Орешкина, заведующая лабораторией теоретико-методологических основ непрерывного образования РАО, д.п.н., профессор, посвятила свою лекцию актуальной проблеме преемственности познавательной деятельности в системе школа-вуз. По словам лектора, важным звеном в организации видов деятельности в системе непрерывного образования является создание такой формы преемственности, где бы были эффективно выражены исследовательская и научная деятельность. 

Уровневый переход молодежи от школьной скамьи в стены вуза может быть эффективно осуществлен внедрением новых видов научно-образовательных программ. Примером служит программа «Шаг в будущее». В Москве ее работу следует рассматривать на примере взаимодействия с общеобразовательными учреждениями Московского государственного технологического университета им.  Н. Э. Баумана. Программа позволяет привлекать молодых людей, начиная со школьной скамьи, к исследовательской деятельности. Таким образом, решается задача государственной политики в области кадрового обеспечения российской науки.

Лекции в САФУ также читали Александр Новиков, академик РАО, д.п.н., профессор (тема «Методология научного исследования»), и Ирина Соколова, директор Государственного федерального научного учреждения «Институт педагогического образования и образования взрослых» РАО (тема «Диагностика результатов образования — метод тестирования»). 

Возврат к списку