Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

В САФУ разрабатывают мобильное устройство для восстановления лесов

Валерий Якимов
16.02.2012
В САФУ разрабатывают мобильное устройство для восстановления лесов

Важным преимуществом леса, как природно-экономического ресурса, является его способность к возобновлению. Однако, снижение энергозатрат при восстановлении леса — задача не из легких. Варианты ее решения предлагают аспирант кафедры транспортных машин Валерий Якимов и старший преподаватель кафедры робототехнических систем, машин и оборудования лесного комплекса Дарья Хинчук. Оба они из института энергетики и транспорта. Под руководством профессора кафедры Дмитрия Мясищева, он же и идейный вдохновитель проектов, ученые создали альтернативу трактору — мобильное высеивающее устройство.

Дарья Хинчук и Валерий Якимов уже несколько лет параллельно работают над разными вариантами техники для восстановления леса. Сейчас новаторские разработки близятся к завершению, благодаря финансовой поддержке САФУ и благотворительным средствам Сергея Рогалева. Проекты молодых исследователей преследуют общую цель, но различны по компоновке деталей «рабочего органа» и характеристикам используемого тягового модуля.

Новый агрегат предназначен для посева семян хвойных пород деревьев на местах вырубок после предварительной подготовки участка площадью обработки до 5 гектаров. Устройство планируется применять на территории сухих песчаных боров, доля которых в Архангельской области, по расчетам аспиранта Валерия Яковлева, составляет около 70 %.

В условиях серьёзного износа материально-технической базы в лесном комплексе, высокой стоимости нового оборудования, а также нерентабельности его использования на малых площадях профессор Мясищев искал и нашел выход через внедрение малой техники.

«Сегодня автопарк лесохозяйственных машин безнадежно изношен. Отечественная техника не выдерживает конкуренции с аналогами зарубежных производителей. Поэтому в основном используют финскую технику „харвестеры“ и „форвардеры“, а не российский трактор „ТДТ-55“. Думаю, наша разработка сможет составить конкуренцию импортным машинам, особенно в малом бизнесе», — считает аспирант кафедры «Транспортные машины» Валерий Якимов.

После нескольких лет работы над компоновкой устройства, наконец, нашелся самый оптимальный и экономически выгодный вариант. Конструкция высеивающей машины, которую предлагает Валерий Якимов, состоит из самого агрегата и мопеда ЗИД-50. Просчитать его примерную себестоимость не составляет труда: 20 000 рублей — ориентировочные затраты на изготовление механизма, и 55 000 рублей понадобится на покупку нового мопеда.

Также мобильная сеялка минимизирует энергозатраты при технологическом процессе посева, она отличается маневренностью, легкостью в управлении и компактностью. При снятии навесного оборудования и размещении его на раме, устройство можно перевести из транспортного положения и без каких-либо препон доставить до места посева и обратно.

«Сейчас наметилась тенденция организации малых фермерских хозяйств. Они занимаются и лесозаготовкой и восстановлением лесных площадей. Но используемая в хозяйствах техника — дорогая и неповоротливая. Мобильное устройство станет для них настоящей находкой», — считает доктор технических наук, профессор Дмитрий Мясищев.

Кроме того, мобильная сеялка направлена на выполнение важнейшей задачи лесной отрасли — оптимизацию экологического лесопользования. Эта машина в отличие от гусеничного трелевочного трактора гораздо менее травматична для экосистемы и не нарушает биологическое разнообразие. Использование мобильной высеивающей машины должно привести к улучшению состояния лесного фонда и увеличению продуктивности лесов. И это, безусловно, существенное преимущество новой техники обоих разработчиков. К тому же Дарья Хинчук нашла новаторский способ обработки семян с применением нанотехнологий.

«В процессе посева производится обработка семян магнитным импульсным потоком. Это должно привести к повышению качества саженцев, увеличению скорости прорастания, развитию корневой системы и повысить морозоустойчивость. Улучшение этих характеристик, безусловно, имеет особое значение в северных условиях», — рассказывает преподаватель.

Агрегат спроектированный Валерием еще требует некоторых доработок, которые планируется завершить в ближайшее время, аспирант планирует защитить диссертацию на представленную тему в сентябре 2012 года. А Дарья Хинчук летом уже будет анализировать результаты проведенных экспериментальных работ. А пока аспирант кафедры «Транспортные машины» Валерий Якимов продолжает готовить теоретическое обоснование проекта, работая столяром ремонтно-эксплутационного отдела САФУ и надеясь на материальное стимулирование научных исследований. «Наука затягивает и вдохновляет. Мне нравится изобретать и проектировать. Получаешь ни на что не похожие эмоции от созидательного процесса. И я бы хотел продолжить работу в этом направлении и после защиты диссертации. Но, конечно, перед молодыми людьми, собирающимися в науку, встает много материальных преград», — признается Валерий. Но жизнь показывает — кто сумеет их превозмочь, тот добивается успеха.

Возврат к списку