Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Аспирант САФУ разработал арктическую модель роторного шнекохода

Аспирант САФУ разработал арктическую модель роторного шнекохода
10.02.2012
Аспирант САФУ разработал арктическую модель роторного шнекохода

Освоение Арктики и Крайнего Севера России потребует как людского, так и технического ресурса. Как перемещаться в условиях недостаточно развитой транспортной сети, сложных природно-климатических условий и необычайной уязвимости региона с точки зрения экологии? К тому же большинство территорий в весенний период страдают от паводков, сопровождающихся кратковременным повышением уровня воды в реках и озерах. Над этой проблемой несколько лет назад задумался, а сегодня активно над ней работает молодой ученый Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова Ярослав Мазур. Он ассистент кафедры безопасности технологических процессов и производств (БТПиП) лесотехнического института, аспирант (2-й год обучения).

Как рассказал Ярослав, в 2008 году, будучи студентом, он с отцом увидел в Интернете небольшой видеосюжет о русском бездорожье и как возможно его преодолеть с помощью роторно-винтового вездехода. Именно тогда и зародилась идея нынешнего проекта и будущей кандидатской диссертации, о которой Ярослав тогда еще не предполагал. Основная идея проекта — создание автономного транспортного средства для использования в районах Арктики и Крайнего Севера.

Идея использования роторно-винтового движителя (РВД) для передвижения по земле и воде впервые была предложена в 1804 году Дж. Стивенсом. Пароход на роторно-винтовом движителе был испытан на Северной реке в Нью-Йорке. Позднее, в 1900 году, русскому изобретателю Ф. Дергинту был выдан патент на сани, приводимые в движение с помощью двух шнековых движителей.

В 1929 году впервые был задокументирован на кинопленку трактор «Fordson». В 60-е годы советские конструкторы из Горьковского политехнического института и завода им. Лихачева (главный конструктор Грачев В. А) разработали действующие серийные образцы, которые использовались, в том числе, в поисково-спасательном отряде «Синяя птица» на космодроме Байконур. Однако с 80-х годов в нашей стране этой темой никто не занимался. 

Ярослав Мазур под руководством заведующего кафедрой (БТПиП) Царева Евгения Григорьевича начал разработку проекта по созданию универсального транспортного средства (ТС), которое сможет передвигаться и по глубокому снегу, и по льду, и по болотистым грунтам с низкой несущей способностью. Кроме того, это транспортное средство может использоваться как для доставки грузов и людей в труднодоступные районы по бездорожью, так и являться базовой машиной для установки на него рабочего оборудования, к примеру, такого как ледорезная установка. Задачи и цели проекта были поддержаны не только в институте, региональном МЧС, но и в министерстве транспорта и связи администрации Архангельской области. Последним — в ходе регионального конкурса бизнес-проектов, который Ярослав Мазур успешно выиграл и получил финансовую поддержку на реализацию своего проекта по созданию ледорезной установки и роторно-винтового движителя, а проще говоря, вездехода или шнекохода. 

По словам молодого ученого, преимущества шнекохода заключаются в большом запасе проходимости в самых суровых условиях, а также возможность движения по воде без использования дополнительного оборудования. Шнекоход также обеспечивает частичную или полную (в зависимости от конструкции ТС) плавучесть, т. к. внутри роторов находится воздух или пенопласт. В этом заключается уникальность данного средства передвижения в условиях Арктики и Крайнего Севера. 

Осенью 2011 года в Архангельске на базе САФУ прошел II Международный Арктический форум, который доказал необходимость освоения северных континентальных территорий России, и транспортные средства, разработанные на базе шнекового движителя, способны занять свою нишу при выполнении спасательных операций, доставке людей и грузов в труднодоступные места с необходимой автономностью. 

В течение ближайшего года планируется окончательная постройка первого опытного образца шнекохода с оборудованием его спутниковой навигационной системой ГЛОНАСС, дальнейшее его испытание и усовершенствование будет проводиться на базе САФУ с привлечением конструкторов и специалистов Нижегородского государственного технического университета.

Кроме того, среди разработок Ярослава Мазура и ледорезные установки различного типа. В апреле 2011 года на реке Северная Двина они прошли испытания и показали ожидаемый результат. «Применение таких установок на самоходных машинах высокой проходимости позволит уменьшить или полностью исключить вредное воздействие взрывных работ на экологию региона, а также сократить финансовые затраты на проведение противопаводковых мероприятий, при этом обеспечивая безопасность людей», — считает аспирант. 

Помимо научных разработок мы поговорили с Ярославом и о том, как он пришел в науку и почему так мало выпускников решается продолжить свое образование в аспирантуре. По мнению собеседника, здесь главным фактором выступает материальный. «Молодые парни, да и девушки, хотят самостоятельно входить во взрослую жизнь, а для этого надо иметь хорошую зарплату, — говорит Ярослав. — Пока же стипендия аспиранта не так высока. Собственное желание заниматься научными разработками у человека тоже должно быть». Руководство института в лице директора Евгения Григорьевича Царева и заведующего кафедрой транспортных машин Дмитрия Геннадьевича Мясищева сумели разглядеть в аспиранте ростки научной деятельности, тягу к познанию нового. 

Сегодня Ярослав пишет кандидатскую диссертацию на тему «Оценка различных видов ходовой части наземных транспортных средств для применения в ледорезных установках, а также на транспортных машинах, используемых в условиях Арктики и Крайнего Севера». Выполнено уже около 20–25%. Но, как отметил аспирант, основная часть работы — расчеты, эксперименты и т. д. — еще впереди. Защита диссертации состоится летом 2013 года, поэтому время для плодотворной работы есть. Пожелаем успехов и удачи Ярославу и в этом проекте, и в дальнейшей его научно-практической деятельности.

Возврат к списку