Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Марина Калинина: «Мы сделали шаг вперед в международном позиционировании университета»

Марина Калинина: «Мы сделали шаг вперед в международном позиционировании университета»
27.12.2011
Марина Калинина: «Мы сделали шаг вперед в международном позиционировании университета»

Буквально через несколько дней наступит Новый 2012 год, поэтому вполне логично подводить итоги уходящего года по разным направлениям деятельности Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова. Сегодня об итогах года рассказывает проректор по международному сотрудничеству Марина Калинина. Отметим, что 21 декабря САФУ получил государственную премию правительства РФ в области образования именно за развитие международного сотрудничества. 

— Марина Рудольфовна, в каких наиболее значимых международных проектах принял участие САФУ в уходящем году? 

— Наиболее значимые проекты реализуются сегодня в рамках программ сотрудничества Европейского Союза и Российской Федерации, в частности программы «КолАрктик — Европейский инструмент соседства и партнерства» и программы «ТЕМПУС». В 2011 году в университете началась реализация 4-х международных проектов в рамках 1-го конкурса Программы КолАрктик: BART — Государственное и частное партнерство в сфере туризма в Баренцевом регионе; проект BCBU+ Развитие Российско-финского трансграничного университета; KITENPI — Образование, сетевое сотрудничество, партнерство и инновации в сфере информационных технологий и CETIA — Окружающая среда прибрежных территорий, технологии и инновации в Арктике. Общий объем финансирования по этим проектам составляет 20,6 миллионов рублей. В результате будут разработаны совместные образовательные программы в партнерстве с университетами Норвегии, Швеции и Финляндии, проведены прикладные научные исследования, приобретено дорогостоящее оборудование для развития научной инфраструктуры университета, произойдет повышение профессиональных компетенций сотрудников. 

— САФУ активно работал над разработкой магистерских программ с европейскими университетами. Что это за программы, и с какими университетами они будут реализованы? 

— В 2011 году университет работал над развитием шести совместных образовательных программ в сотрудничестве с зарубежными университетами. Конкурентное преимущество этих программ заключается в том, что они учитывают международные стандарты качества обучения и дают те компетенции, которыми выпускники должны овладеть, чтобы работать на международном рынке труда. При разработке совместных образовательных программ учитывается мнение авторитетных международных экспертов. Институт теоретической и прикладной химии совместно с коллегами из Университета Оулу (Финляндия) разрабатывает магистерскую программу «Инженерная защита окружающей среды», программа предполагает подготовку квалифицированных инженеров в области защиты окружающей среды, обладающих знаниями об экологических проблемах Баренцева региона. Институт психологии, педагогики и социальной работы ведет подготовку магистрантов в рамках совместной программы «Сравнительная социальная работа» совместно с финскими коллегами из Лапландского университета, в этом же институте читаются курсы совместной программы «Циркумполярное здоровье и благополучие». Институт математики и компьютерных наук работает по программе «Разработка программного обеспечения и информационных систем в глобальной информационной среде», дающей междисциплинарные знания в области программного обеспечения, систем и услуг в глобальном контексте. Эти четыре программы разрабатываются в рамках российско-финского консорциума Баренцева Трансграничного университета. Институт экономики в сотрудничестве с Университетом Нурланда (Норвегия) предлагает студентам программу «Устойчивый менеджмент», в рамках которой есть возможность получить знания об управлении бизнесом, об экологических вызовах арктического региона и о путях решения этих проблем посредством международного сотрудничества. 

— Какие новые международные партнёры появились у САФУ в этом году? 

— На сегодняшний день мы определили несколько базовых моделей сотрудничества. Первая — это модель регионального международного сотрудничества в рамках Баренцева Евро-Арктического региона (БЕАР). Из новых партнёров можно назвать Университет Осло, имеющий 200-летнюю историю и научные школы мирового уровня, Университетский Центр Шпицбергена, который нам интересен, прежде всего, с точки зрения развития научных направлений, связанных с Северным Ледовитым океаном. В 2011 году был заключён новый договор с Университетом Ставангера (Норвегия), в рамках которого предполагается не только совместная подготовка специалистов нефтяников для работы на шельфе, но и совместная образовательная программа, включающая аспекты безопасности, и научно-исследовательские проекты. Еще одним результатом этого года является трехсторонний проект с участием САФУ, Университета Тромсё и Университета Умео в Швеции по развитию совместных исследований и образовательных программ в области права, фармакологии и биотехнологий. 

Вторая модель, которую мы позиционируем как циркумполярную и в которую включаем университеты и научные центры арктических государств, также получила развитие в году уходящем. Был подписан договор о сотрудничестве с американским Университетом Аляски Фэйрбэнкс, летом мы подали совместную заявку в Национальный научный Фонд США с Университетом Северной Каролины при активном участии Института энергетики и транспорта, Лесотехнического института и Института нефти и газа. Помимо этого разработали программу сотрудничества с канадскими университетами, реализация которой начнется в 2012 году. 

В рамках двухстороннего партнерства был подписан договор с Университетом Верхнего Эльзаса во Франции, многолетнего партнера бывшего Поморского госуниверситета. 

— Марина Рудольфовна, вы неоднократно говорили о стратегическом направлении развития образовательного процесса — интернационализации. Объясните, в чем ее суть? 

— Современное образование выходит за рамки национальных государств. Сегодня требуется новая образовательная модель, которая позволяет выпускникам быть востребованными на рынке труда. Ведь, произнося слово «рынок», мы уже мыслим в международном контексте, то есть глобально. Сегодня экономический кризис выявляет целый ряд интересных закономерностей. Кратно возросла ценность личности с точки зрения ее «международности». Под этим подразумевается международный опыт обучения или работы, владение иностранными языками, те знания, компетенции и квалификации, которые могут быть востребованы в разных странах. Изучить современный мир, просто глядя в окно, невозможно. Отсюда — возрастающая роль интернационализации, происходящей сегодня в образовании, значение развития мобильности и программ обменов. По прогнозам, к 2020 году более 20% студентов в мире будут обучаться за рубежом, поэтому студенты и преподаватели уже сегодня должны быть способны осуществлять коммуникацию на международном уровне. 

В отношении интернационализации образования важно понимать, что развитие этого процесса диктуется исключительно социально-экономическими требованиями. И сегодня на многие вопросы, связанные с интернационализацией образования, нет готовых ответов. Каковы ее индикаторы? Что является так называемой «добавленной стоимостью» применительно к интернационализации образования — это программы студенческих обменов? Или это обмен знаниями и компетенциями? Или это взаимопроникновение культур? Ответы на все эти вопросы еще предстоит получить, изучив как национальные, так и международные практики и политики, это — интереснейшая область научного исследования. 

Ну и чтобы завершить несколько теоретизированные размышления об интернационализации, я хочу сказать о том, что нельзя относиться к интернационализации образования как к некой оболочке, интерфейсу — это философия, это определенный способ мышления. И очень важно, чтобы все, от кого зависит развитие университета и принятие решений, это понимали и разделяли. Моя задача, как проректора, заключается в том, чтобы международное измерение было включено в образовательную, научную, инновационную, социальную и управленческую деятельность университета. 

— Интернационализация — это последовательный процесс включения в мировой образовательный процесс. На каком сейчас этапе находится САФУ? 

— Действительно, интернационализация должна пройти несколько этапов, где начальный этап можно охарактеризовать как международная или интернациональная деятельность. Ярким примером этого является развитие международной составляющей в бывших АГТУ и ПГУ, это был некий экстенсивный период развития сотрудничества, интересен был и процесс вовлечения в него, результаты часто были неосознанными и неочевидными, прогноз и вовсе порой отсутствовал. Однако это был серьезный опыт, и те, кто его получил, создают сегодня федеральный университет. От международной деятельности переходим к международным стратегиям. Это, как раз, сегодняшний этап развития международного сотрудничества САФУ: определение вектора развития, инструментов взаимодействия, поиск оптимальных моделей кооперации и понимание результата — куда идем и что получим на выходе. Этот этап — самый трудный, и на его прохождение уйдет несколько лет. И, наконец, завершающий этап — интернационализация как процесс, когда университет имеет четко артикулированную стратегию в стадии реализации, иностранные преподаватели и иностранные студенты становятся массовым явлением, все сотрудники и все студенты говорят по-английски, мобильность всех групп является нормой, а не исключением. То есть создается та инновационная среда, которая способствует появлению инновационных научных исследований и прорывных технологий в различных областях знания. 

— Один из показателей рейтинга университета — количество иностранных студентов. Если анализировать приемную компанию этого года, студенты из каких стран сегодня учатся в университете? 

— Я скажу так, что это не только показатель рейтинга университета, но и серьезный показатель его международного признания и один из базовых индикаторов интернационализации. В 2011 году у нас по программам академических обменов обучалось 25 иностранных студентов из Норвегии, Финляндии, Голландии и Швеции; 125 иностранных студентов — на полном цикле обучения и 15 слушателей подготовительного отделения из 26 стран. Помимо скандинавских студентов у нас обучаются граждане таких стран как Таджикистан, Узбекистан, Китай, Нигерия, Перу, Азербайджан, Украина, Ангола, Туркменистан, Исландия, Конго, Турция, Болгария, Грузия, Латвия, Литва. Студенты, приезжающие по обмену, как правило, обучаются на англоязычных курсах и программах, одной из самых популярных является «Изучение России». Те студенты, которые поступают на подготовительное отделение и показывают хорошие знания русского языка, продолжают обучение в институтах по русскоязычным программам. В настоящее время мы работаем над рекрутинговой стратегией, которая также должна быть выстроена в соответствии с задачами развития САФУ. 

— В связи с увеличением количества иностранных студентов в САФУ часть полномочий была перенесена в институты. Почему вы решили пойти по этому пути, а не по пути создания отдельного отдела по работе с иностранными студентами? 

— Это как раз является одной из задач интернационализации. Функции по работе с иностранными студентами в международном блоке университета распределены следующим образом: вопросами виз и постановки на миграционный учет занимается отдел визовой поддержки и регистрации Управления международного сотрудничества (УМС), вопросами адаптации и воспитательной работы — специалист Международного образовательного центра совместно с заместителями директоров институтов по международному сотрудничеству. На мой взгляд, такое распределение функционала оправдано. Мы должны помочь иностранным студентам адаптироваться в новой для них среде, они должны максимально использовать время в новом для них университете для совместного обучения и общения с российскими и иностранными студентами, то есть интегрироваться в новую для них среду. При поступательном развитии университета международная составляющая будет только возрастать, и количество иностранных студентов должно увеличиться в разы уже через несколько лет. Поэтому я позволю немного откорректировать ваш вопрос: изменения произошли не по причине увеличения иностранных студентов, а как раз для того, чтобы их количество возросло в ближайшей перспективе. 

— В течение года УМС предлагало студентам и аспирантам большое количество стипендиальных и обменных программ. Насколько за этот год увеличилась академическая мобильность среди студентов и преподавателей? 

— По сравнению с 2010 годом мы видим двукратное увеличение по программам обмена студентами и трехкратное — по стажировкам штатного персонала. За прошедший год 175 студентов и аспирантов САФУ прошли обучение в зарубежных университетах по программам мобильности, 199 сотрудников университета, 159 из которых — преподаватели — участвовали в программах повышения квалификации, стажировках и обмене опытом в рамках проектов за рубежом. Пока мы по-прежнему работаем в этом направлении в основном за счет привлеченных источников и участия в международных программах мобильности; задача, которую поставили в этом году и, надеюсь, решим уже в начале следующего года, — разработка регламента академической мобильности и привлечение для этих целей средств Программы развития университета. Это позволит не только количественно увеличить академическую мобильность, но и усовершенствовать ее качественно. Под этим я, в первую очередь, понимаю признание периодов обучения за рубежом и избавление студентов от двойной нагрузки при обучении в своем и зарубежном университете. 

— Марина Рудольфовна, вы можете выделить наиболее приоритетные страны или регионы в международном сотрудничестве? 

— Частично я коснулась этого вопроса, говоря о моделях сотрудничества, которые мы разрабатываем и реализуем в соответствии со стратегией развития университета. Здесь важен подход — мы не выбираем страны и регионы, мы в первую очередь думаем о реализации задач, возложенных на университет правительством России, — это развитие образовательных программ и научных исследований, связанных с Арктикой и Севером. Поэтому те университеты, научные центры, бизнес компании, предприятия, организации и институты, которые имеют международные стандарты качества в этом направлении, нам, безусловно, интересны и мы в них заинтересованы. И географическое положение здесь не всегда играет определяющую роль. Крупнейшие научные центры, ведущие арктические исследования, не всегда находятся на Крайнем Севере, здесь важны компетенции, профессиональный уровень и международное признание. 

— В уходящем году вы заложили в САФУ традицию проведения публичных лекций известных ученых, общественных деятелей и политиков. Вы стали своего рода законодателями мод. Кто из лекторов запомнился вам больше всего? 

— Спасибо. Проведение открытых лекций, на мой взгляд, замечательная традиция, которую мы позаимствовали у ведущих зарубежных университетов. Если вы зайдете в любой зарубежный университет, часто в холле можно увидеть анонс публичной лекции, открытой для всех. В качестве лекторов выступают не только профессора, но и политики, государственные деятели, люди искусства, представители бизнеса. Университет в этом смысле очень благодарная аудитория для выступающего, но и очень непростая: интеллектуальная среда заставляет, что называется, держать марку. Традиция публичных лекций, заложенная в 2010 году, получила активное развитие в 2011-м. Среди самых ярких лекторов я отмечу Торвальда Столтенберга, который в феврале посетил наш университет и получил звание почетного доктора САФУ, его открытая лекция об истории российско-норвежских отношений и о Баренцевом сотрудничестве вызвала большой интерес у студентов и сотрудников университета. Великолепным лектором был профессор Чарльз Коккелл из Открытого университета Великобритании с темой «Жизнь на Марсе: выживание в экстремальных условиях, или вечная мерзлота как модель астробиологии». Мы, безусловно, продолжим традицию публичных лекций в следующем году. 

— Марина Рудольфовна, вы около года в должности проректора. На опыт какого университета в сфере международной политики вы опираетесь и применяете в своей работе? 

— Я предпочитаю опираться на свой опыт, на опыте других надо учиться. Я бы выделила несколько составляющих в вашем вопросе. Что касается опыта работы в сфере международного университетского сотрудничества, то я в течение 17-ти лет работала в ПГУ имени М. В. Ломоносова, в Норвежско-Поморском университетском центре. Центр был связующим звеном между Архангельском и вузами Норвегии в развитии программ студенческих и преподавательских обменов, администрировании долгосрочных университетских проектов, развитии образовательных курсов и программ, сетевого взаимодействия ученых, преподавания норвежского языка в Архангельске и русского языка как иностранного. Это был своего рода ресурс для развития международного сотрудничества, в том числе — дал начало многим международным контактам с университетами Скандинавии в начале 90-х — и для Архангельского государственного технического университета и Северного государственного медицинского университета, не только для ПГУ. Но одного опыта, как правило, не достаточно, учиться приходится всегда, и когда вы слышите фразу «learning by doing» — это в том числе и о нас, международниках. В современном мире процессы происходят очень быстро, информация устаревает мгновенно, поэтому всегда приходится быть «в тонусе». Что касается зарубежного опыта, он тоже есть: я хорошо знаю систему высшего образования многих стран, большой круг профессионального общения в зарубежных университетах, есть опыт международных научно-исследовательских проектов, опыт создания англоязычных программ и опыт преподавания в этих программах. Все это, безусловно, востребовано в моей сегодняшней работе. Ну и наконец, третья составляющая в вашем вопросе — о международной политике. Ее нельзя скопировать, ее можно только выстроить на основе тех задач развития САФУ, которые перед нами поставлены. 

— Какое достижение, событие, вы считаете самым значимым в сфере международного сотрудничества в 2011 году? 

— В уходящем году был заложен фундамент — структурный и системный — международного сотрудничества САФУ. Мы сделали шаг вперед в международном позиционировании университета, выданный кредит доверия теперь надо закрепить серьезными международными научно-исследовательскими и образовательными проектами. САФУ серьезно продвинулся в развитии сотрудничества в сетевом Университете Арктики — ассоциации, объединяющей порядка полутора сотен университетов и арктических центров мира и являющейся уникальным ресурсом для изучения циркумполярного мира. Наш университет вошел в состав Правления Университета Арктики, в состав старших должностных лиц. На базе САФУ в сентябре во время II Международного форума «Арктика — территория диалога» был открыт исследовательский офис Университета Арктики, призванный развивать потенциал сетевого университета в исследованиях Севера через участие в международных программах, через создание механизмов, позволяющих расширять сферу доступа членов Университета Арктики к источникам финансирования исследований — в рамках как частного, так и государственного сектора, через развитие экспертизы в сфере арктических исследований и создание инструментов взаимодействия с международными организациями. 

Возврат к списку