Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Заменят ли «госы» государственной итоговой аттестацией?

Третьякова О.В.
29.12.2011
Заменят ли «госы» государственной итоговой аттестацией?

На федеральных медиаресурсах появилась информация о том, что государственный экзамен, который сдают студенты по окончании обучения, заменит государственная итоговая аттестация, которую Рособрнадзор разработает в рамках ФЦП в 2011–2015 годах.

Мы попросили прокомментировать вероятность таких изменений в системе высшего образования нескольких сотрудников университета. 

Заведующая кафедрой журналистики САФУ, кандидат политических наук, доцент Ольга Владимировна Третьякова настороженно восприняла это предложение. «То, что пишет о замене государственного экзамена на государственную итоговую аттестацию пресса, вызывает только множество вопросов, которые пока остаются без ответов, — сказала Ольга Владимировна. — Если считается, что госэкзамен утратил объективность и эффективность, то почему бы не обязать вузы включать в состав государственных аттестационных комиссий не по одному, а по четыре представителя других вузов или каких-либо организаций? Если речь идет не только о повышении степени независимости аттестации, но и о появлении единых стандартов, то интересно, на каких шести предметах, „которые входят в ядро любой бакалаврской программы“, базируется предложенный на рассмотрение правительству комплексный экзамен? И почему об этом никто не сообщает, как и о том, что нам делать с десятками других дисциплин, которые входят в учебный план бакалавриата? Может быть, их совсем не стоит преподавать, как не стоит вводить новые направления подготовки, а учить всех студентов шести предметам из „ядра“, тестировать и выдавать диплом?» 

Ольга Третьякова предположила, что, скорее всего, речь идет о ЕГЭ для бакалавров. «Но я считаю, что у ЕГЭ больше минусов, чем плюсов. Уровень подготовки абитуриентов, которых в школах зачастую уже не учат, а только „натаскивают“ на тестирование, за последние годы значительно упал», — посетовала она. Ольга Владимировна полагает, что надежда экспертов и чиновников из Минобрнауки на то, что ЕГЭ для бакалавров поможет вузам готовить более качественных специалистов, вряд ли оправдается. 

Предложение министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко о замене «госов» на государственную итоговую аттестацию для вузов заведующая кафедры литературы Института филологии и межкультурной коммуникации, доктор филологических наук, профессор Марина Юрьевна Елепова восприняла негативно: «Я и вся кафедра категорически против!», — сказала она.

По мнению Марины Юрьевны, отмена государственных экзаменов ведет к изменению уровня и качества образования. «При введении новой формы аттестации мы теряем не только уровень знаний студентов, но и обмен опытом между вузами, так как на „госах“ присутствуют представители из других учебных заведений, — уверена Елепова. — Тесты приведут к „уравниловке“ и снижению качества контроля знаний». 

Пока еще трудно представить, как именно будет действовать новая форма государственной аттестации в случае ее введения, но Марина Елепова полагает, что это не ведет к повышению образовательных стандартов. 

«Я считаю, что определенные изменения в форме и методе оценки знаний назрели давно», — так прокомментировала предлагаемые нововведения директор института филологии Северного (Арктического) федерального университета Чичерина Наталья Васильевна. 

«„Госы“ имеют право на существование в любых форматах, но, на мой взгляд, экзамены должны проводиться как в письменной, так и устной формах, — сказала она. — Например, у нас, в институте филологии, преобладают устные формы зачетов и экзаменов. Я считаю этот метод не вполне достаточным. Проверка же знаний сразу в нескольких форматах поможет преподавателям более конструктивно их оценивать». Наталья Васильевна также подчеркнула, что предстоящие изменения обязательно должны широко обсуждаться в академических сообществах как реальная альтернатива внутренних экзаменов вузов.

Напомним, что государственный экзамен, который сейчас сдают студенты по окончании обучения, заменит государственная итоговая аттестация, которую Рособрнадзор разрабатывает в рамках ФЦП в 2011–2015 годах, пишет газета «Московские новости». 

Николай Дундин, заместитель проректора по учебной работе САФУ, уверен, что общение с преподавателем — гарант объективной оценки знаний. «На мой взгляд, предложение министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко о замене общепринятой процедуры сдачи госэкзамена тестированием пока ничем не аргументировано и не обосновано, — сказал Николай Иванович. — Мы уже сталкиваемся с последствиями сдачи школьниками единого госэкзамена, результатов интернет-экзаменов по дисциплинам в университете, в основе которых находится тестирование. Опыт показывает, что оно не может дать всестороннюю объективную оценку знаний школьников и студентов. Принцип тестирования заключается в том, чтобы угадать правильный ответ из предложенных вариантов. Общение с преподавателем фактически отсутствует. Кроме того, в заданиях для интернет-экзаменов разработчики тестов не всегда корректно составляют вопросы. Таким образом, мыслительная деятельность учащихся сведена к минимуму». 

По мнению Николая Дундина, тестирование не способно объективно заменить общение студента с экзаменаторами. Сдача же экзамена в устной или в письменной форме позволяет оценить способность выпускников к мыслительной деятельности, умение сформулировать ответы на нестандартные вопросы. «Мне кажется, что в данной ситуации лучше всего следует ужесточить требования к формированию составов экзаменационных комиссий. В них обязательно должны входить в равном процентном соотношении преподаватели университета, который заканчивает экзаменуемый студент; специалисты из других вузов, обучающих по тем же направлениям подготовки и специальностям; а также работодатели», — заключил Дундин.

Мария Байдушина, Алексей Целищев, Таланин Михаил

Возврат к списку