Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Севморпуть — ключевой фактор развития Арктики

Севморпуть — ключевой фактор развития Арктики
25.11.2011
Севморпуть — ключевой фактор развития Арктики

24 ноября в медиа-холдинге «РБК» состоялся круглый стол на тему «Арктическая транспортная система как фундаментальный фактор развития региона». Эксперты, среди которых были и представители САФУ — директор института управления и регионологии Юрий Лукин, а также проректор САФУ Николай Калистратов — обсудили наиболее важные перспективы развития транспортной инфраструктуры Арктических территорий. 

Это и развитие Северного морского пути, и создание нового ледокольного флота. Эксперты единогласно пришли к выводу, что Арктика — это будущее России. Она постепенно становится самостоятельным регионом мировой политики. Россия в этих новых исторических условиях в 2008 г. стала первой страной, которая приняла свою Арктическую стратегию и сформулировала свои национальные интересы в Арктике. Их четыре. Первое — это арктические ресурсы, второе — межгосударственное сотрудничество, третье — сохранение экологических арктических экосистем и защита коренных народов; четвертое — использование в полном объеме преимуществ Северного морского пути — национальной транспортной артерии России. Примеру РФ последовали другие арктические государства, последней из них была Дания, которая подготовила свою арктическую стратегию в августе этого года. Главная черта всех арктических стратегий всех восьми арктических государств, это то, что в полной мере интересы всех арктических государств в Арктике могут быть реализованы только через тесное сотрудничество с другими партнерами по региону.

«В Арктике нет неразрешимых вопросов между арктическими государствами; нет вопросов, которые могли бы потребовать применения военной силы; в Арктике нет потребности в присутствии военно-политических блоков, — пояснил на круглом столе Антон Васильев, представитель России в Арктическом Совете. — Все возможные претензии в Арктике решают цивилизованным путем на основе международной правовой базы. Последний пример подобного сотрудничества — это российско-норвежский договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане». 

Сотрудничество набирает обороты, но всем ясно, что новые перспективы — это перспективы основания ресурсов нефти и газа, освоение новых открывающихся морских путей и сотрудничество в этом. Очевидно одно — освоение Арктики возможно только с помощью создания мощных транспортных артерий, в том числе реанимации Северного морского пути. Кстати говоря, в этом году произошло положительное событие. На трассе Севморпути для транзитных перевозок стал применяться так называемый гибкий тариф. До этого тарифы по сравнению с Суэцким каналом они были в 4–6 раз больше. Поэтому желающих плыть было мало. Оказалось, что если тариф будет разумным, то желающих будет много. 

«Если в прошлом году всего судов по трассе, включая маленькие, прошло 10, то в этом году прошло 41 судно, — отмечает Владимир Михайличенко, исполнительный директор некоммерческого партнерства по координации использования Севморпути. — Резко выросло количество грузов, перевезенных транзитом — в 5,5 раза». 

Однако надо понимать, чтобы Северный морской путь заработал как транспортная магистраль в полную силу, необходимо восстановить его инфраструктуру. При этом самое больное место — это арктические порты. 

В этом направлении участники круглого стола тоже высказывались с осторожным, но оптимизмом. Увеличилось финансирование гидрометеорологического обеспечения трассы. В этом году выделено около 500 млн рублей. 

Однако немало и нерешенных вопросов. Самый тяжелый — открыть арктические порты. Сегодня на трассе официально открыты два порта — Дудинка и Игарка. Для более четкого функционирования необходимо гораздо больше. Помимо этого необходимо развивать атомный ледокольный флот, потому что без него освоение Арктики практически невозможно в большом масштабе. На данный момент атомный ледокольный флот состоит из 5 судов, все они принадлежат государству. Флот находится в хозяйственном ведении ФГУП «Атомфлот», входящего в состав госкорпорации «Росатом». 

Возврат к списку