Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

«Яркая ломоносовская звезда…»

Загрузка плеера
19.11.2011
«Яркая ломоносовская звезда…»

Ведущий ломоносововед России Татьяна Буторина, профессор, директор НОЦ «Ломоносовский институт» САФУ. Татьяна Сергеевна занимается изучением наследия великого ученого в течение 30 лет, является основоположником научного направления — ломоносововедение. В эти юбилейные дни лауреат Ломоносовской премии Татьяна Буторина выступает с лекцией «Ломоносов — наш современник», в которой отвечает на самые волнующие вопросы о великом ученом. У вас есть возможность прочитать эту лекцию прямо сейчас.

«Когда я произношу имя Михаила Василевича Ломоносова, за этими словами я вижу, прежде всего, человека-глыбу, великого ученого-энциклопедиста, а с другой стороны — нашего северного мужика-помора, с житейской хитринкой в глазах с благородной упрямкой, обостренным чувством любви к Родине, ее процветанию. Короток оказался его жизненный век, всего 54 года. Но яркой, насыщенной и результативной была его научная биография.

К сожалению, в юбилейный год появилось большое число самых различных мифов, иногда просто грязных выдумок об ученом. Михаил Васильевич Ломоносов уже не может сегодня защитить себя, свои дела достойно, как это он делал при жизни. Просто есть люди, которые хотят увековечить свое имя, обратившись к Ломоносову и, не читая его работ, не анализируя его идеи, придумывают свой образ ученого. Я, как историк, верю только документам и фактам. Поэтому позвольте сосредоточиться на нескольких вопросах, которые действительно важны для понимания личности первого российского академика, как ученого национального и мирового уровня достояния.

Первый вопрос: чем объяснить появление именно в 18 веке гения мирового уровня, каким стал Михаил Ломоносов, выходец из простого народа?

Как известно, в этот период в странах Западной Европы шло бурное формирование капиталистических отношений. Общественное движение против феодально-абсолютистского строя нашло отражение в просветительстве — прогрессивном идейном течении, которое получило достаточно широкое распространение и в России. Историк Василий Никитич Татищев, церковный деятель Феофан Прокопович, дипломат и писатель Антиох Кантемир стали ведущими идеологами петровских преобразований, поборниками развития просвещения и распространение наук в России. Отношение общества к вопросам образования и воспитания юношества резко изменилось и стало носить ярко выраженный гуманистический характер.

В этот период появился ряд проектов преобразования и усовершенствования школьного дела в стране. Начался процесс подготовки отечественных специалистов за границей, шла острая борьба за становление национальной науки и культуры, за широкое народное просвещение. Время нуждалось в мыслителе, который мог бы выразить суть происходящих перемен. Таким мыслителем стал Ломоносов.

В рождении гения Ломоносова ведущую роль сыграли особенности социально-экономической и культурной среды Русского Севера. Именно здесь он сформировался как гражданин, впитав в себя особый поморский дух, народные традиции поморов, духовную культуру края. Академик Дмитрий Сершеевич Лихачев отмечал уникальность Русского Севера как памятника мировой и отечественной культуры, как сокровищницу крестьянских, мореходных, рыболовецких, ремесленных и культурных традиций. Север сохранил былины Киевского и Новгородского циклов, лирическую песню, свадебную поэзию, песенную культуру и замечательный язык. Широкое развитие получили в Поморье народные ремесла: деревянное зодчество, резьба по кости, шитье золотом, жемчугом, чернение по серебру.

В конце XVII — начале XVIII века Поморье трижды (1693, 1694, 1702 гг.) посещал Петр I. Его поразили богатство и культура этого края. Убедившись, что поморы являются искусными мореплавателями, Петр I начал комплектовать из них боевые экипажи Балтийского флота, направлять на кораблестроительные верфи Петербурга, использовал незаурядное мастерство поморов при возведении новой столицы. Позднее в поэме «Петр Великий» М.В. Ломоносов отметил большое влияние Севера на царя. Он считал, что именно здесь Петр I задумал создать отечественный флот. Благодаря Петру I Архангельск стал первым морским портом страны.

Народные воспитательные традиции Поморья складывались и сохранялись в семье, поддерживались коллективным общественным мнением, определялись особой ролью религии, церкви в регионе. Суровый край формировал в людях не только физическую силу, выносливость, закалку, сноровку, отличное знание морского дела, но, прежде всего глубокое уважение друг к другу, особенно к старшим. Поэтому одной из важных народных воспитательных традиций была взаимная уважительность соседей, членов семьи. «Раньше Дашек да Палашек не встретишь здесь, малыши Дарьюшки да Полюшки, девушки Дашеньки да Пелагеюшки, а вышли замуж — уже и по батюшке величают. Отца величали батюшка, мать — мамушкой, а крестную — матушкой...».

Главой поморской семьи был отец — старшой, «большак». Он имел большую власть. При главе дома соблюдались особенные порядки и тишина. Поморское воспитание отличалось формированием особого отношения взрослых и детей к женщине, «большухе». Она была не просто хранительницей быта, а воспринималась олицетворением всех нравственных достоинств, символом Родины. Женщины и девушки Поморья в решении хозяйственных и бытовых дел были самостоятельнее, чем в других районах дореволюционной России. Они помогали мужикам в их опасном труде на море, а в периоды их длительных отлучек на промыслы — на Мурманскую страду, на Кедовский путь, в норвежские плавания — оставались правительницами всего хозяйства и главой семьи.

Таким образом, народная педагогика Беломорья оказала большое влияние на становление личности Михаила Васильевича Ломоносова, на трактовку им вопросов воспитания, организации просвещения в России. Он впитал в себя демократизм как отличительную черту народной педагогики, ее практицизм, требования к нравственности человека.

Второй вопрос, дискутируемый в литературе, прессе, Интернете: кто является родителями ученого?

Потоком льется спекуляция на эту тему. Правильно подмечено, что в жизни гениального человека есть что-то важное, вызывающее интерес в любую эпоху. Одним из таких людей, судьба которого во многом загадочна, неясна, документально не подтверждена в силу отсутствия архивов, и является первый российский академик Михаил Васильевич Ломоносов.

Много домыслов, а иногда и просто нелепостей существует вокруг его имени. Одно время активно внедрялась идея о том, что Ломоносов есть внебрачный сын Петра Великого. В 1990-х эта версия обсуждалась в научных и общественных кругах. «Знатоки» утверждали, что якобы по этой теме даже защищена диссертация на одном из закрытых диссертационных советов.

Трагедией для Ломоносова была прижизненная травля с самых разных сторон, которая не прекратилась и после его смерти. Вклад Ломоносова в историю русской и мировой науки и культуры огромен. Его нельзя каким-либо образом вычислить или измерить.

Исходя из этого, возник следующий вопрос: чем же обогатил Ломоносов отечественную и мировую науку?

Ответ давал сам ученый своими трудами, и резюмировал в «Обзоре естественные науки Михайло Ломоносов...» (1764 г.). Он описал основные 9 своих открытий: объяснение причин возникновения тепла и холода; механическое объяснение причин вязкости воздуха; создание теории растворов; создание предпосылок для объяснения процессов происходящих в недрах земли; объяснение происхождения Полярного сияния за счет вертикального движения атмосферных воздушных масс; открытие явления сшивания частиц; экспериментальное доказательство изменения положения гравитационного центра Земли; рекомендации по применению ртутного термометра для объяснения метеорологических явлений; формирование основ физической химии; открытие атмосферы на планете Венера; описание структуры Земли; объяснение происхождения многих минералов; создание оптических инструментов; создание русского литературного языка; создание рецепта производства смальт (утерянного после его смерти). В 1763 г. он открыл стекольный завод в Усть-Рудице, производивший первое цветное стекло за пределами Италии. Существовало 40 мозаик Ломоносова, из которых сегодня осталось только 24. Лучшими из них являются портрет Петра Великого и Полтавская битва (4,8×6,4 м).

Не случайно время с 1741 по 1765 годы впоследствии получило название Ломоносовского периода в истории Российской академии наук. Ученый-энциклопедист — это не только и не столько человек с разносторонними знаниями и интересами. Прежде всего, это пропагандист новых актуальных направлений в науке и передового мировоззрения, имеющий широкий кругозор способный заниматься решением как научных, так и социальных вопросов. Именно в Ломоносове с исключительной силой и выразительностью впервые на русской почве воплотились лучшие черты ученых-энциклопедистов, как например Леонардо да Винчи в Италии.

Чисто русской особенностью ломоносовского энциклопедизма был его высокий и деятельный патриотизм, по сути, главная движущая сила его исследований в разных областях науки и практики. Благодаря этому, Ломоносов заявил себя государственным и общественным деятелем. Он разработал программу государственных мер по экономическому и социальному развитию России. К ним он относил сохранение и размножение российского народа; искоренение безделья; реформирование сельского хозяйства; развитие ремесел и искусств; торговых прибылях; улучшение государственной экономики; сохранение воинского искусства во время долгого мира.

До сих пор неоценен вклад Ломоносова в становление и развитие отечественного образования. Именно он заложил основные самобытные принципы высшего и среднего образования в стране. Это относится и к проекту об открытии гимназий в основных городах, о подготовке специалистов из «природных» россиян. Не случайно, призыв к всеобщему начальному обучению пришел от земляков Ломоносова — Крестинина и Фомина. Особое место в ломоносовской программе развития образования и просвещения занимало высшее образование, идея единства и преемственности гимназии, университета и Академии наук. Даже если бы он не занимался учебной частью Академии (проректор по учебной работе по нашим меркам), но обосновал необходимость открытия университета именно в Москве, а не в другом городе, например, в Архангельске (как бы нам обидно не было!) — этого бы было достаточно для увековечивания его имени в истории России. И при реализации этого плана Ломоносов вынужден был выходить на взаимодействие с властью.

Вот тут-то и возник вопрос, который до сих пор поднимается некоторыми исследователями: кто же автор организации Московского университета?

Идея высказана и написана Ломоносовым. Это документально подтверждено. Ученые Московского университета (Пенчко, Белявский) еще к 250-летию со дня рождения ученого писали, что Ломоносов является его основателем, создателем. Но мы должны быть объективными в оценке исторических событий.

Жизнь научила Ломоносова находить сторонников своих идей среди приближенных двора. Известно, какую роль в его судьбе сыграли Петр Иванович Шувалов, Михаил Илларионович Воронцов и другие. Особенно плодотворен был союз Ломоносова и Ивана Ивановича Шувалова. Образованный по-европейски, будучи на 13 лет моложе Ломоносова, он прекрасно понимал значимость ученого для российской науки и культуры. Долгое время Шувалов считался основателем Московского университета, лишь позднее были найдены письма Ломоносова к фавориту, где в своеобразной манере почтения к представителю власти предлагалась идея создания университета в Москве.

Несмотря на большую роль Ломоносова в глубоких преобразованиях в области науки и культуры, его имя чаще всего оставалось в тени. Вера в просвещенного монарха способствовала вере Ломоносова во власть. Екатерина II и Иван Шувалов превзошли всех в искусстве показать себя меценатами. Шувалов как меценат русских ученых, большой покровитель Ломоносова, а Екатерина II как покровительница всей просвещенной Европы. Однако есть точка зрения (Люси Ланжевен) о том, что с одной стороны Шувалов делал все, чтобы представиться защитником ученого, а с другой исподтишка умножал проволочки и бюрократические трудности. Даже беглого знакомства с перепиской Ломоносова достаточно, чтобы понять, какую непримиримую борьбу вел великий ученый с царедворцами.

Ломоносов неоднократно был в доме Шувалова. Так, 19 января 1761 года ученый получил очередное приглашение посетить дворец вельможи, рассчитывая решить академические дела. Однако там ему была приготовлена встреча с Александром Сумароковым, с которым у Ломоносова к тому времени сложились весьма сложные и далеко не дружеские отношения. Рассерженный Ломоносов тотчас покинул дом Шувалова и написал ему резкое письмо, раскрывающее крутой характер свободолюбивого помора: «Не токмо у стола знатных господ или у каких земных владетелей дураком быть не хочу, но ниже у самого Господа Бога, который мне дал смысл, пока разве отымет...». «...За общую пользу, а особливо за утверждение наук в Отечестве и против отца своего родного восстать за грех не ставлю» (1761 г.).

Проблема отношений таланта и власти требует отдельного глубокого исследования. Механизм их взаимодействия, как показывает история, очень прост. Великие дарования всегда возбуждают зависть. Поэтому по большей части ругают тех, кого следует хвалить, и наоборот. Однако в памяти народа и в истории науки остаются имена истинно талантливых людей, и никто не помнит представителей власти, которые мешали работать этим талантам. А если представители власти просто создавали бы условия для новых научных поисков, сколько интересного имела бы сегодня человеческая цивилизация!

Следующий вопрос, который нам задают достаточно часто, звучит так: а что вы, земляки Ломоносова, сделали для достойной встречи 300-летнего юбилея ученого?

В 2006 году вышел указ Президента России «О подготовке к празднованию 300-летия М.В. Ломоносова», а в 2007 — распоряжение правительства страны, в котором была определена конкретная федеральная программа по организации отечественного праздника науки. Администрация, правительство Архангельской области разработали программу «Родина Ломоносова», благодаря реализации которой на малой родине ученого построен водовод, ФАП, пожарное депо, капитально отремонтированы Холмогорская и Ломоносовская школы, ведется строительство учебно-производственного комплекса для косторезного училища, и двухквартирного жилого дома, установлен памятный знак родителям ученого у Дмитриевской церкви, в сборе денег для строительства которой принимал участие отец Михаила Ломоносова.

В Архангельске открыт Северный (Арктический) федеральный университет имени Ломоносова, в котором благодаря усилиям ректора профессора Елены Кудряшовой активно развивается ломоносовская научная проблематика, отреставрирован памятник ученому работы скульптора Мартоса, установлена скульптура Ломоносова в холле университета заслуженного художника Сергея Сюхина.

В реализации всей областной программы решающую роль сыграл губернатор Илья Михальчук. Активно действует Ломоносовский фонд, который возглавляет вице-президент Академии наук академик Николай Лаверов, генеральный директор Галина Добрунова, председатель правления — Виталий Фортыгин. Усилиями регионального министерства образования, науки и культуры и министерства строительства отреставрировано здание фонда, созданы прекрасные условия для организационной и просветительной работы по ломоносовской тематике.

Много претерпел Михайло Ломоносов при жизни и не очень повезло ему в канун 300-летия. Вмешался финансовый кризис, произошло инвестирование юбилейной программы.

Поэтому многие задают и такой вопрос: что же будет с работой по ломоносовской тематике после юбилея?

Наши сегодняшние Ломоносовские чтения — юбилейные, 40-е. У нас есть добрая традиция — каждые чтения завершать конкретными перспективными делами и предложениями. Поэтому я, как вице-президент Ломоносовского фонда, председатель Холмогорского землячества, директор НОЦ «Ломоносовский институт» САФУ внесла следующие предложения.

Продолжить программу «Родина Ломоносова», чтобы сделать наш регион привлекательным для страны и мира, чтобы на карте России светилась яркая ломоносовская звезда, как светятся на карте Родины пушкинская, толстовская, чеховская звезды.

Разработать перспективный план развития сел Ломоносово и Холмогоры как Ломоносовского мемориального центра с устойчивым финансированием (Ломоносовская усадьба).

Совместно с академией наук России, Швеции, США, Италии, Германии на базе Северного (Арктического) федерального университета имени Ломоносова создать Ломоносовскую комиссию, в которую бы вошли ученые разных научных направлений с целью исследования наследия первого российского академика.

Это позволит нам развивать теорию и практику ломоносововедения как на международном, так и на отечественном уровне. По примеру Пушкинского Дома, сосредоточить в Архангельске музейные, архивные материалы и развивать Ломоносовский институт САФУ как центр ломоносововедения.

Юбилеи приходят и уходят. Но наш Ломоносов всегда будет привлекать к себе исследователей своим уникальным научным наследием, необычной биографией. Читая работы ученого, приходишь к выводу что Ломоносов — наш современник. Работая на благо страны, ее будущее, наш земляк никогда не предавал интересы науки и страны! Низкий ему поклон за это и благодарность потомков!

Благодарю за внимание.

Возврат к списку