Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

В центре внимания развитие СМП и освоение арктического шельфа

В центре внимания развитие СМП и освоение арктического шельфа
11.11.2011
В центре внимания развитие СМП и освоение арктического шельфа

В Северном (Арктическом) федеральном университете продолжается международный семинар «От Ломоносова к Нансену и далее: энергетика, инфраструктура, транспорт в Арктике». Семинар проходит в рамках юбилейных торжеств в Архангельске, посвященных 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова.

В программе утренней сессии прозвучало несколько докладов. Профессор Университета Осло Вилли Oстренг выступил с презентацией «Международная Программа Северного морского пути (СМП) — первое объединение мультинациональных ресурсов для Северного морского пути после окончания холодной войны». В ходе презентации г-н Остренг осветил деятельность Программы Северного морского пути (СМП) в контексте изменяющихся политических условий. Был дан краткий обзор роли политики в продвижении международного гражданского сотрудничества в арктическом регионе в период после II Мировой войны, а также о том, какой вклад программа внесла в развитие международного научного сотрудничества в контексте конфронтации между Востоком и Западом. 

Особое место докладчик отвел роли первого президента России Михаила Горбачева, который в конце 80-х годов обратил внимание международного сообщества на переход от политической конфронтации к научному сотрудничеству в арктическом регионе. Именно после этого гражданский компонент превалировал над военным. В 1991 году СССР открыл СМП для международного сотрудничества, и началась исследовательская работа. Участники программы сфокусировались на двух направлениях исследований: трудности судоходства и геополитический потенциал.

В работе по международной программе СМП приняли участие 390 человек из 14 стран трех континентов, проведено 318 исследований 69 учебных заведений 10 стран, написано 14,5 тыс. страниц научных текстов. Их рецензировали 85 рецензентов из 13 стран. Также был издан CD-диск.

«Программу СМП можно назвать пионером в развитии сотрудничества между российскими и иностранными исследователями в области Арктики, — сказал Вилли Остренг. — Полученные результаты в ходе 12-летней работы Программы очень полезны и используются в целях судоходства, в работе органов власти и освещения всей этой работы в СМИ». И конечно, последовало начало новых проектов. В частности, начали проводиться многочисленные исследования Арктики: создана арктическая операционная платформа, геосистемное прогнозирование с использованием наработок Японии по СМП, проведен и опубликован отчет по оценке морского арктического судоходства. Исследования внесли свежую струю в накопленные СССР знания и нашли понимание того, что все сложности осуществления арктической навигации несколько ограничены. Все наработки данной программы должны помочь сделать СМП постоянным транспортным путем. А приполярные исследования предполагают дальнейшее развитие научного сотрудничества с целью повысить уровень гражданской безопасности.

Заведующий лабораторией транспортно-технологических систем и арктических перевозок ЗАО «Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота» Эдуард Логвинович в своем докладе «Развитие инфраструктуры Арктической морской транспортной системы России» дал раскладку позиций, по которым в ближайшие 20–30 лет будет развиваться Арктическая морская транспортная система (АМТС). По его мнению, морской транспорт — это основной транспорт при освоении арктического шельфа, а морской экспорт добытых углеводородов будет осуществляться по АМТС. Эдуард Логвинович привел цифры по грузообороту СМП за последние несколько лет. Остановился на составляющих развития АМТС: строительстве новых морских судов, ледокольных судов мощностью свыше 60 тысяч мегаватт, строительстве новых портов в районе СМП. Создание современной АМТС предполагает и создание морских узлов с базовыми портами в Мурманске, Петропавловске-Камчатском, Архангельске, Чешской губе. Но прежде чем говорить об увеличении интенсивности транзитных перевозок, необходимо усовершенствование законодательной базы и тарифной политики.

Характеристику ненецкого автономного округа и его углеводородных месторождений представил участникам международного семинара заместитель начальника Управления природных ресурсов и экологии НАО Владимир Цыбин. Тема его выступления — «Освоение углеводородных месторождений НАО». По словам докладчика, развитие углеводородного потенциала, расположенного на территории НАО, в ближайшие годы будет оказывать значительное влияние на состояние социально-экономической обстановки как в Ненецком округе, так и в целом при освоении арктической зоны.

Утренняя сессия завершилась небольшой дискуссией. Аспирант института энергетики и транспорта САФУ Дмитрий Марьяндышев обратился к Вилли Oстренгу с вопросом о будущих экологических рисках при освоении арктических шельфов. 

«Сочетание морского льда и нефти — это очень плохое сочетание. Поэтому при разработке морских месторождений экологический аспект гораздо более важен в этой части света, чем в какой-либо другой. Транспортное движение в Арктике с коммерческими целями подразумевает, что экология должна быть ключевым элементом при планировании. Необходим основательный и ответственный подход. Поэтому в первой международной программе СМП были заложены факторы экологических рисков, и они были выявлены», — ответил профессор университета Осло.

Ирина Каторина

Возврат к списку