Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Андрей Репневский: Арктика не терпит одиночек

Андрей Репневский: Арктика не терпит одиночек
20.10.2011
Андрей Репневский: Арктика не терпит одиночек

Арктика сегодня — один их главных лакомых кусочков на геополитической карте мира. Регион, обладающий исключительным ресурсным потенциалом, представляет интерес как для технических специалистов, так и для гуманитариев, считает директор Института социально-гуманитарных и политических наук САФУ, доктор исторических наук, профессор Андрей Репневский. В интервью сайту САФУ он рассказал о сотрудничестве в Арктике, задачах университетского образования и о роли университета в развитии региона. 

— Андрей Викторович, в сентябре САФУ прошёл II Международный форум «Арктика — территория диалога». На ваш взгляд, Арктика сегодня это территория сотрудничества или борьбы? 

— На мой взгляд, присутствует и то, и другое. Соперничество было всегда. Раньше нужно было первым достичь Арктики, водрузить свой флаг или крест, как делали поморы, чтобы зафиксировать право первопроходцев. Постановка границ зависела от того, кто первооткрыватель. Сейчас земли уже все открыты, и идут некоторые споры о том, кто всё-таки был первым, кто имеет больше моральных, чем юридических прав. Земля Франца-Иосифа — из названия понятно, что к этой территории имеют какое-то отношение австрийцы. Потепление климата и огромные ресурсы позволяют сегодня заняться освоением Арктики. Всем странам нужно просто договориться, как эти ресурсы совместно использовать. Если они не договорятся, это будет означать даже не борьбу, а самую настоящую войну за ресурсы. Для примера 70 процентов Северного морского пути пролегает через территорию России, поэтому именно мы должны играть в этом проекте главенствующую роль. 

— Как университеты могут участвовать в этом диалоге государств? 

— Каждая страна в борьбе за ресурсы, проводит у себя в университетах воспитательную, пропагандистскую работу, с тем, чтобы подрастающее поколение знало о правах государства в Арктике. К сожалению, эти права часто сталкиваются друг с другом, и задача государств — урегулировать эти спорные моменты. 

— Таким образом, в частности САФУ должен стать своего рода транслятором интересов России в Арктике? 

— Да, пропагандистская работа имеет колоссальное значение в этом вопросе, чтобы соответствующим образом воспитать наших гуманитариев и естественников. Те, кто будет осваивать Арктику, добывать нефть, должны знать пределы нашего влияния. Мы должны убеждать зарубежных коллег, что это наше или если вы хотите на что-то претендовать, вы должны с нами договариваться. И наоборот, если мы приходим на Шпицберген, мы должны договариваться с Норвегией. Мы должны попробовать сотрудничать и договариваться. 

— Вы часто работаете с коллегами из других северных университетов. На ваш взгляд, за рубежом есть понимание того, что в Арктике необходимо работать сообща? 

— Пока, по крайней мере, есть желание выслушать, а примут они нашу точку зрения полностью или частично — это уже другой аспект работы. Для начала надо научиться слушать друга и постараться внедрить в сознание зарубежных коллег, что Россия не собирается уступать свои правам и имеет научные, юридические, экономические и прочие доказательства для этого. Надо сталкивать аргументы и постараться решать эти вопросы. Это вопрос политический, дипломатический, экономический, это собственно и есть гуманитарная составляющая. 

— Какие функции может взять на себя университет как научно-образовательное учреждение? 

— В-первых, научно-исследовательскую работу, потому что интересы коренных народов должны соблюдаться. На практике же зачастую о людях, которые живут там издревле, просто забывают. Надо изучать их культуру, вести с ними переговоры, надо изучать опыт других стран в этом вопросе, например, норвежцев. Это может быть составление законов, ведение просветительской и исследовательской работы. Во-вторых, я думаю, что чисто образовательная деятельность. История изучения освоения Арктики, воспитание патриотизма на подвигах полярников, воспитание характера. Во время кинофестиваля «Arctic Cinema» (проходил в САФУ с 12 по 16 сентября) один их экспертов заметил, что надо перестать бороться в Арктике, пора начать жить в Арктике. Арктика учит коллективизму, один человек просто не выживет. Значит необходимо воспитываться умение работать в коллективе, Арктика не терпит одиночек. 

— Что вы читаете необходимо сделать, чтобы сотрудничество арктических государств было более успешным? 

— Мы должны учиться понимать друг друга, иначе мы обязательно столкнёмся в Арктике. Как раз гуманитарии должны обеспечить это понимание. Выучить язык друг друга, я имею в виду не норвежский или русский, а то, что мы понимаем под значением каждого слова. На лекции есть такой приём, когда профессор приходит в аудиторию и говорит «давайте договоримся о терминах». Это нужно, чтобы общаться на одном языке, а для этого нужна большая практика. Для этого мы должны встречаться и изучать сложившиеся противоречия, искать из них выход и предлагать нашему руководству, а может быть и дипломатам возможные выходы. 

— Норвежский город Тромсё принято считать эталонным примером того, как город может развиваться благодаря появлению крупного мощного университета. Возможно ли повторить эту ситуацию в Архангельске? 

— Безусловно, что-то можно взять из опыта Тромсё. Город, конечно, не сопоставим с Архангельском по размерам и исторической роли в жизни страны, по климату, но у нас есть нечто общее. В 60-70-е годы в норвежском городе произошёл кризис традиционных занятий. Рыболовство перестало играть ключевую роль в экономике Норвегии, также был введён мировой запрет на промысел морского кита. Это сильно ударило по флоту, который вел промысел во всех океанах и естественно, он перестал приносить прежние доходы. Ситуация очень похожа на нашу. После распада Советского Союза кризис сильно ударил по всем ключевым отраслям экономики региона: в первую очередь это рыболовство и лесная отрасль. С начала 30-х годов были месяцы, когда Архангельск приносил до 60% всей валюты страны. Это было мощная лесопилка и валютный цех страны. Одним из вариантов выхода Архангельской области из кризиса стало создание САФУ как просветительского, культурно-пропагандистского и технического центра по освоению Арктики. Нам даёт такое право наша многовековая история. Пример норвежцев показателен — они смогли превратить свой город в мощный студенческий центр. Сегодня это самое главное, что мы знаем о Тромсё. Я не уверен, что стоит полностью копировать опыт соседей. Это, безусловно, одно из направлений, которое может оживить Архангельск и вольёт свежую струю в жизнь региона. 

Беседовал Дмитрий Нестеров. 

Возврат к списку