Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Олимпиады стали частью нашей жизни, частью образовательного процесса в России

Олимпиады стали частью нашей жизни, частью образовательного процесса в России
19.10.2011
Олимпиады стали частью нашей жизни, частью образовательного процесса в России

Ректор САФУ Елена Кудряшова приняла участие в заседании Российского совета олимпиад школьников. Заседание проходило в Интеллектуальном центре — Фундаментальной библиотеке МГУ имени М. В. Ломоносова

На повестке дня представлен ряд организационных вопросов. В их числе утверждение проекта Перечня олимпиад школьников на 2011–2012 учебный год, план работы Российского совета олимпиад школьников; согласование концепции определения льгот для победителей и призёров олимпиад школьников, установленной проектом закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и проектами нормативных правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации. 

Во время выступлений и дискуссий на заседании рассмотрены различные аспекты развития олимпиад школьников. 

За прошедший 2010–2011 учебный год значительно вырос авторитет школьных олимпиад. Олимпиады школьников — это необходимый инструмент поиска талантливых ребят, без которого и система приема в вузы, и система поиска одаренных детей не была бы такой многогранной и полной. За год в комиссию поступило более 18541 звонка, все они конструктивные. Интерес к олимпиадам со стороны родителей и самих школьников большой. Олимпиады стали локомотивом в отношении вузовского и учительского сообщества. 

В олимпиадном движении есть много форм взаимодействия, одна из них — съезды учителей. Так, МГУ имени М. В. Ломоносова провел 4 предметных съезда учителей. Значительная часть программы съездов посвящена теме олимпиад. Этому же посвящены и летние лагеря для учителей. 

Другая форма взаимодействия олимпиадного движения — создание консорциумов, олимпиадных центров. В ряде регионов России такие консорциумы сформированы и плодотворно работают. В частности, в Петропавловске-Камчатском, Новосибирске, Томске, Казани, Челябинске, Нижнем Новгороде, Москве и Санкт-Петербурге. Они связаны с региональными органами власти, крупными корпорациями. Так, олимпиада по нанотехнологиям «Прорыв в будущее» проводится при участии российской корпорации Роснано, олимпиада МИФИ — при участии Росатома и департамента образования Москвы. 

Предметные олимпиады изменили характер академической мобильности, т. е. наблюдается межрегиональная траектория движения победителей олимпиад — не всегда ребята едут поступать исключительно в столичные вузы. 

Кроме того, олимпиады развивают региональные площадки. Так, олимпиада «Ломоносов» имеет 18 региональных площадок на базе местных университетов в Алтае, Белгороде, Волгограде, Мордовии, Кабардино-Балкарии, Кемерово и т. д. 

Олимпиады выявили ряд уникальных дипломантов, которые принимали участие и победили в большом количестве интеллектуальных соревнований. Один из них — первокурсник механико-математического факультета МГУ Владислав Ерофеев, победитель 13 олимпиад по физике и математике, приглашен на заседание Российского совета олимпиад школьников. Что заставляло участвовать в таком количестве олимпиад Владислава? На этот вопрос он ответил: «Большое количество интересных математических задач. Это соревнование, и когда выигрываешь олимпиаду, становится приятно. Кроме того, олимпиады дают некоторые льготы, раскрывают новые возможности в развитии. Но участие в олимпиадах требует большого количества времени, большой подготовки, и это ничуть не легче, чем поступить в вуз по итогам ЕГЭ. Подготовка к олимпиадам дает не только знание школьной программы, но гораздо большее умение решать нестандартные задачи». К слову, результат ЕГЭ у Владислава по математике 94 балла, а по физике — 92. Владислав Ерофеев демонстрирует гармонию. 

С ростом популярности предметных олимпиад растет и ответственность за качество и честность этих соревнований. От общего числа поступивших абитуриентов количество победителей школьных олимпиад составляет 2–3% — это порядка 14 тысяч человек на всю страну. И эта цифра должна быть безукоризненной в плане честных победителей, чтобы не было различного рода нападок со стороны критикующих школьные олимпиады. А для этого необходимо совершенствовать механизмы проведения. Один из них — введение обезличивания заявок организаторов олимпиад в процессе экспертизы. То есть необходимо приблизиться к международным правилам, когда эксперт не знает, какую олимпиаду он экспертирует и чей материал рассматривает. Также, по мнению участников заседания, необходимо усилить роль коллегиальности экспертной комиссии при принятии решений, чтобы было понимание, что олимпиада — это святое! 

Ирина Каторина 

Возврат к списку