Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Перспективы Севморпути — 65 миллионов тонн грузов в год

Перспективы Севморпути — 65 миллионов тонн грузов в год
27.09.2011
Перспективы Севморпути — 65 миллионов тонн грузов в год

О необходимости развития Севморпути на II Международном Арктическом форуме «Арктика — территория диалога» говорилось много. СМП был одной из центральных тем форума. Подробно о концепции развития Северного морского пути и перспективах его загруженности рассказал Всеволод Пересыпкин, генеральный директор ЗАО ЦНИИМФ «Развитие Северного морского пути».

Концепция развития Севморпути базируется на нижеперечисленных принципах.

Государство поддерживает приоритетные отрасли экономики Севера: нефтегазовую, горнодобывающую, металлургическую, лесоперерабатывающую. Развивает на Севморпути федеральные транспортные инфраструктуры, линейные ледоколы, средства навигации, связи для поиска и спасания, обеспечивает завоз социально значимых грузов на Север.

Коммерческие предприятия, осваивающие природные ресурсы Арктики, строят универсальные ледоколы-снабженцы. Совместно с судоходными компаниями развивают арктический транспортный флот и нефтегазовые перегрузочные терминалы за счет собственных и привлеченных средств. Минимальная господдержка направляется на субсидирование части процентной ставки по кредитам российских банков при строительстве судов на отечественных заводах. Развитие портового хозяйства осуществляется субъектами РФ, судоходными компаниями и другими коммерческими структурами.

В связи с тем что повышается интенсивность освоения месторождений полезных ископаемых в арктической зоне и, соответственно, оживляется судоходство по Севморпути, объем перевозок грузов является одним из важнейших показателей уровня развития этой высокоширотной трассы.

«Важным районом интенсивного освоения месторождения углеводородов, транспортируемых морским путем, является Печорское море. Ожидается, что в ближайшие годы объем перевозимой нефти оттуда достигнет 20 миллионов тонн в год», — прогнозирует Всеволод Ильич.

С этим участком углеводородных залежей связаны большие планы у крупных нефтегазовых компаний. Так, «Нефтегаз» намеревается реализовать в Печорской губе строительство высокотехнологичного газохимического комплекса и портовых сооружений, в том числе, заводов по сжижению природного газа до 5 миллионов тонн в год. Распоряжением Правительства РФ утвержден комплексный план по развитию производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал. Там предусматривается строительство в период с 2012 по 2018 года трех очередей заводов по сжижению газа общим объемов 15–18 миллионов тонн в год. Другая компания планирует с 2016 года начать транспортировку нефти до 4 миллионов тонн в год с месторождения в устьевой части Енисея. Рассматривается концепция освоения коксующего угля на Таймырском полуострове с морской транспортировкой до 10 миллионов тонн в год на экспорт. Подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве между компаниями «Роснефть» и «ЭксонМобил», в том числе, о совместном освоении российского арктического шельфа. Предусматривается создание предприятия и ведение разработки трех восточных приновоземельских участков в Карском море.

Восстанавливаются транзитные перевозки грузов по Севморпути, которые были практически прекращены с начала 90-х годов. В этом году продолжена транспортировка углеводородов на Дальний Восток крупнотоннажными танкерами с полным грузом по высокоширотной трассе севернее Новосибирских островов. Таким же путем была осуществлена перевозка железорудного концентрата из Мурманска и Норвегии.

«В перспективе можно ожидать транспортировку по Севморпути: с запада на восток — удобрений с Кольского полуострова и цветных металлов из Норильска; с востока на запад — мочевины из Китая, медноникелевой руды с Камчатки в Дудинку, ширпотреба, электроники, рыбной продукции и других товаров», — продолжает Всеволод Пересыпкин.

В 2011 году было выполнено 25 транзитных рейсов. В том числе, по высокоширотной трассе прошло самое крупное судно «Совкомфлота» — танкер «Владимир Тихонов» дедвейтом 162 тысячи тонн. Он доставил в Тайланд 121 тысячу тонн газового конденсата. Кроме того, по Севморпути началась доставка рыбной продукции рефрижераторами с Дальнего Востока: выполнено 4 рейса, доставлено 25 тысяч тонн.

По словам Всеволода Ильича, общий объем грузов, перевезенных по Севморпути транзитными перевозками, в этом году уже достиг 680 тысяч тонн. И это далеко не предел. Известны следующие возможные объемы транзитных перевозок по Севморпути: с запада на восток — 5–6 миллионов тон в год, в обратном направлении — 2–3 миллиона тонн. Экспорт из пунктов, расположенных в пределах экватории Севморпути, в западном направлении может осуществляться круглогодично, в восточном — при существующем ледокольном обеспечении, преимущественно, в летний-осенний период. В целом объем грузоперевозок по Севморпути к 2020 году может достигнуть 65 миллионов тонн в год.

Анна Едемская.

Возврат к списку