Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Добыча нефти в Арктике будет безопасной?

Добыча нефти в Арктике будет безопасной?
26.09.2011
Добыча нефти в Арктике будет безопасной?

Принявший участие в работе  II Международного форума «Арктика — территория диалога» министр энергетики РФ Сергей Шматко высказал уверенность, что крупные разработчики шельфа («Газпром», «Роснефть»), а также их иностранные партнеры будут применять «самые высокие стандарты безопасности, которые сегодня доступны человечеству».

По его словам, в структуре таких крупных компаний, как «Газпром нефть шельф» и «Роснефть» предусмотрены подразделения, которые сконцентрируются на вопросах природоохранной деятельности и современных экологических технологиях. По мнению министра, одним из основных принципов работы на континентальном шельфе для добывающих компаний должен стать постулат «не навреди». Сергей Шматко прогнозирует, что капитальные затраты на освоение арктического шельфа в ближайшее десятилетие значительно вырастут. Крупные зарубежные компании продолжают проявлять интерес к участию в совместных проектах по добыче углеводородов на российском шельфе.

«Деньги в Арктику придут, несомненно, но только при наличии соответствующих экономических стимулов», — отметил Сергей Шматко. Активной фазе разработки шельфа предшествует большая экспертно-аналитическая работа. «Уверен, мы найдем баланс интересов государства и компаний, которые готовы вложить значительные средства в добывающую арктическую инфраструктуру и хотят заработать».

Во второй день форума работала секция «Экологическая безопасность добычи и транспортировки углеводородов на Арктическом шельфе». Свой доклад представил начальник аварийно-спасательных работ ФГУ «Госморспасслужба России» Николай Тарантин.

Локализация потенциальных разливов нефти во льдах имеет свои особенности. Среди факторов, которые условно можно отнести к положительным, — полярный день (он позволяет вести ликвидацию разливов круглосуточно), низкие температуры (охлажденные нефтепродукты растекаются медленней) и снег (является эффективным сорбентом). В то же время полярная ночь, напротив, чинит препятствия для проведения операций (необходимо искусственное освещение). В Арктике фактически отсутствует необходимая инфраструктура, сильные ветры и морозы мешают работе техники и т. д.

Северный морской путь — это весьма протяженная магистраль, требующая адекватного экологического обеспечения. Необходимо учитывать планы нефтяной индустрии в арктических широтах как в плане добычи, так и логистики. Начало разработки шельфовых месторождений потребует усиления готовности к ликвидации разливов нефти со стороны Минтранса России и повышения требований к добывающим компаниям. Николай Тарантин уверен в необходимости налаживания работы частно-государственного партнерства в вопросах охраны морской среды Арктики.

Ведомство намерено повышать уровень технической подготовленности. Уже начато строительство новых аварийно-транспортных судов в рамках целевой программы развития транспортной системы на 2010–2015 годы. Планируется ввести в эксплуатацию более 40 судов. Их назначение — патрулирование и дежурство в районах судоходства, поиск и оказание помощи терпящим бедствие судам в ледовых условиях, проведение операций по ликвидации нефтеразливов, оказание помощи в тушении пожаров объектов, доступных тушения с моря, буксировка судов во льдах.

В программе развития транспортной системы России также предусмотрена реконструкция береговой инфраструктуры. Николай Тарантин также озвучил принципиальный момент — необходимость создания четырех пунктов базирования в российской Арктике. Предполагается, что такие пункты появятся в портах Диксон, Тикси, а также в портах Провидения и Певек.

«Как показала мировая практика, ни одно государство не в состоянии самостоятельно ликвидировать последствия крупного нефтяного разлива на море, в том числе в арктических морях», — подчеркнул Николай Тарантин.

В настоящее время между Россией, Норвегией и США действует межправительственное соглашение по сотрудничеству и ликвидации разливов нефти на море в арктической зоне. Кроме того, Россия принимает активное участие в разработке международного документа, регламентирующего вопросы готовности и реагирования на морские нефтяные загрязнения в Арктике.

Вадим Рыкусов

Возврат к списку