Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Россия достигла прогресса в развитии высокоширотных наблюдений

Россия достигла прогресса в развитии высокоширотных наблюдений
23.09.2011
Россия достигла прогресса в развитии высокоширотных наблюдений

Эффективная эксплуатация Северного морского пути невозможна без должного гидрометеорологического и навигационного обеспечения. Тезис об этом обосновал сегодня, 23 сентября, на форуме Иван Фролов, директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института — старейшего и авторитетного научно-исследовательского учреждения России, которое проводит комплексное изучение полярных регионов Земли.

В настоящий момент вопросы гидрологической безопасности морской деятельности решаются на трех уровнях: глобальном, национальном и региональном. Глобальный опирается на программы, выполняемые под эгидой международных организаций. На национальном уровне проблемы решаются силами Росгидромета, МЧС, Минтранса, Минобороны и т. д. В разрешении проблем регионального уровня заняты областные и краевые власти.

По словам Ивана Фролова, в период проведения Международного полярного года 2007–2008 Россия достигла большого прогресса в развитии высокоширотных наблюдений. Важным мероприятием является создание первой в мире гидрометеорологической многоцелевой космической системы «МКС-Арктика». Ее назначение — мониторинг обстановки в северных и полярных районах в интересах безопасности перелетов воздушных судов, навигации по Севморпути и хозяйственной деятельности на арктическом шельфе.

Арктический и антарктический научно-исследовательский институт занимается анализом и прогнозированием гидрометеоусловий в высоких широтах с 1920 года. Одна из фундаментальных проблем современной Арктики — обеспечение устойчивой связи. Недавно специалисты ААНИИ приняли участие в создании системы коротковолновой радиосвязи в Арктике для Росгидромета. Развернутые в Москве, Красноярске, Архангельске и Якутске базовые радиостанции обеспечивают автоматическое подключение удаленных станций к сети элктронной почты Росгидромета. Внедрение этого элемента позволило повысить точность сбора информации, например, для Якутии с 70% до 98%.

В институте разработана и внедрена технология гидрометобеспечения ледового плавания. Она решает задачи мониторинга ледяного покрова, планирования морских операций, передачи информации на суда и выработки предложений по вариантам и маршрутам плавания. Учеными института реализована идея «Ледового паспорта».

«Это документ, содержащий рекомендации по безопасным режимам движения судов в различных ледовых условиях. Он позволяет судовладельцам минимизировать риск получения ледовых повреждений», — пояснил Иван Фролов.

В 2010-м такой паспорт был разработан для крупнотоннажного танкера «Балтика», который, как известно, успешно прошел маршрут в Азию по Северному морскому пути. Дальнейшее развитие системы обеспечения гидрометбезопасности и морской деятельности в Арктике ученый связывает с кооперацией между заинтересованными странами, а на более локальном уровне — российскими министерствами и ведомствами.

Возврат к списку