Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

На «Arctic Cinema» побывали кинокочевники

Загрузка плеера
16.09.2011
На «Arctic Cinema» побывали кинокочевники

Подходит к финалу I Международный фестиваль «Arctic Cinema». В четверг, 15 сентября, состоялся показ документальных фильмов, относящихся к категории так называемого антропологического кино. Картины были предоставлены директором «Кочующего северного кинофестиваля» Мариной Южаниновой.

Первый из продемонстрированных фильмов — «Пегтымель: мухоморные рассказы деда Наталько» — снял Андрей Головнёв, ученый-антрополог, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой археологии и этнологии исторического факультета Уральского федерального университета. И, как стало очевидно во время просмотра, Андрей Владимирович  не только видный ученый, но и прекрасный оператор и режиссер («Рассказы» он, кстати, снял в одиночку!).

В отличие от динамичной, репортажной ленты Леонида Круглова «Корона шамана», показанной накануне, «Пегтымель» снят в более умиротворяющей манере. Камера неспешно наблюдает за действиями героев — дедом Наталько, его соплеменниками и аскетичной, но не лишенной очарования, природой Чукотки. Как красноречиво заметил член экспертной группы фестиваля «Arctic Cinema», известный архангельский журналист Владимир Лойтер: «Арктическая природа — сама по себе художник».

Вторая из продемонстрированных вчера картин назвалась «Маленькая Катерина». Она снята сыном Андрея Головнёва — Иваном. Авторы ленты в течение двух лет наблюдали за маленькой девочкой из хантыйской семьи. Лента рассказывает о жизни этой семьи через восприятие сначала двух-, затем трех- и уже четырехлетней девочки Катерины. Четыре года счастливого детства на хантыйском стойбище заканчиваются приходом технократической цивилизации — нефтяников.

Оба фильма вызвали живой интерес у аудитории. После демонстрации фильмов состоялось обсуждение. Во время дискуссии Марина Южанинова раскрыла философию «Кочующего северного кинофестиваля» и поделилась своим взглядом на кино северных стран.

«Главная идея нашего фестиваля — это превращение могучих, глубоких, широких академических знаний и способов наблюдения в доступную для людей форму, — говорит Марина Владимировна. — Со времен Ломоносова вырабатывалась этика особого отношения к людям, к исследуемому предмету, культуре. Все это сейчас забывается новыми кинематографистами, телевизионщиками. При этом вторжение извне бывает очень агрессивным.

Наша задача — это отработка моделей гуманитарных проектов. Люди снимают кино, мы устраиваем фестивали. И все это с авторским, устойчивым, уважительным, деликатным отношением к предмету исследования. Сам фестиваль перемещается. Но слово «кочующий» — это не самореклама, а, скорее, такая дисциплинирующая история. Самые самостоятельные, стремящиеся к свободе — это как раз кочующие культуры, кочующие народы. Самые сильные арктические боги — это кочевники.

У нас есть специальная программа, которая называется «Кинолица и кинохарактеры Арктики». У российских авторов в фильмах очень заметен мотив ускользающей красоты, растворяющихся культур. Ошеломляющими темпами развивается норвежское кино. Они делают ни на что не похожие картины, в которых много поэзии, много тонких чувств, отважных поступков, неожиданных поворотов сюжета. Финны очень эстетичны.

У стран, построивших благополучие, заметно акцентированное внимание к человеку, как к живому, чувствующему, переживающему существу, достойному помощи и сострадания. Кино северных стран для меня — и открытие, и радость, и предмет безусловного восхищения».

Вадим Рыкусов

Возврат к списку