Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Климат, люди и безопасность — главное в Арктике

Остров Джексона
12.09.2011
Климат, люди и безопасность — главное в Арктике

В САФУ разработан инновационный проект «Развитие инфраструктуры арктических и субарктических территорий для безопасного освоения ресурсов и повышения качества жизни населения». Он был рассмотрен на ученом совете САФУ еще в декабре 2010 года. Краткое название проекта — «Инфраструктура Арктики». Уже согласовано, что в его реализации примут участие ведущие научные, образовательные, проектные и производственные организации Архангельской и Мурманской областей, Ненецкого автономного округа, Республики Коми, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Рассказывает разработчик проекта Юрий Варфоломеев, доктор технических наук, проректор по инновационным технологиям САФУ.

Юрий Александрович, прежде чем заниматься развитием инфраструктуры Арктики, надо понимать специфику этого труднодоступного региона…

— Удаленность территорий от основных промышленных центров, крайне низкая плотность населения, абсолютная неразвитость транспортных и энергетических систем, экстремальные погодно-климатические условия и высокая уязвимость природной среды, восстановить которую очень сложно, — это далеко не все факторы, создающие серьезные препятствия для освоения богатейших ресурсов арктических широт.

В каком состоянии сейчас находится инфраструктура российской Арктики?

— На всем побережье Северного Ледовитого океана в России есть только одна железная дорога, расположенная в западной части страны для сообщения с Мурманском. Эта ветка перегружена и уже не может обеспечить грузоперевозки в требуемом объеме. Автомобильные трассы развиты также только на мурманском направлении. Дорога для связи с Нарьян-Маром имеет сезонный характер. В очень плохом состоянии находятся аэродромы малой авиации, которая, в частности, играет ведущую роль в мониторинге природных территорий. Важнейшая задача — модернизация Северного морского пути. Эффект такой модернизации — повышение международного грузооборота по данной транзитной артерии. Поэтому нам предстоит глобальная работа по созданию арктической транспортной инфраструктуры.

Насколько востребована эта программа?

— Большинство стран, заинтересованных участвовать в освоении арктических территорий, активно используют передовые достижения науки и техники. Далеко не все российские разработки, связанные с освоением Арктики, соответствуют мировому уровню. Отсутствие системного научно-технического сопровождения деятельности в регионе с экстремальным климатом резко снижает экономическую эффективность. А техногенные инциденты могут нанести невосполнимый ущерб природной среде Арктики. Серьезную проблему представляет недостаточная развитость мониторинга климата, природных территорий и быстрого доведения полученных данных до различных категорий потребителей.

Инновационность уникального комплексного проекта САФУ заключается в разработке технологии развития этого стратегически важного региона. Суть проекта полностью соответствует тем задачам, которые правительство России поставило перед нашим университетом.

Что включает проект «Инфраструктура Арктики»?

— Разработчики проекта выделили три основных направления: мониторинг климата, повышение качества жизни населения и обеспечение безопасного освоения природных ресурсов. Комплексная программа «Инфраструктура Арктики» затрагивает все отрасли экономики. Проектом предусмотрено создание морских сооружений для добычи, хранения и транспорта углеводородов в холодном климате, модернизация жилого фонда, создание и модернизация технического флота, глубокая переработка возобновляемых биоресурсов и так далее.

А конкретнее?

— В высоких широтах погода быстро меняется. Поэтому большое внимание необходимо уделить изучению климата Арктики, включая мониторинг природной среды, меняющейся под воздействием климата и антропогенных факторов. Быстрое получение и доведение до потребителей полученных данных невозможно реализовать без использования информационных и космических технологий и создания единой информационно-коммуникационной системы.

На практике это воплотится в создании единой региональной системы поиска и спасения, предотвращения катастроф и ликвидации их последствий. Добыча углеводородов на шельфе и эксплуатация технологических судов не должны осуществляться без постоянного мониторинга загрязнений портовой зоны, морских трасс и районов месторождений.

В программе предусмотрено повышение качества жизни коренного населения, вахтовых работников и военнослужащих. Прежде всего, за счет строительства жилья и развитие дорожной сети, авиатранспорта, рациональных инфраструктур энергетики и связи. Например, в планах использовать технологии норвежских коллег, которые имеют большой опыт строительства современного энергоэффективного жилья на Шпицбергене и других арктических территориях. Необходимо создать эффективные инженерные системы для бесперебойного снабжения электроэнергией и теплом населенных пунктов. Очень перспективны автономные системы энергообеспечения зданий.

Есть какие-то проекты, которые могут быть реализованы в рамках инновационной программы?

— В САФУ уже началась работа в рамках инновационного проекта «Инфраструктура Арктики»: разработана долгосрочная региональная программа комплексных обследований северных аэродромов, включая заброшенные, с целью их восстановления.

Университет заключил соглашение с Архангельским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта. В задачи вуза входит подготовка специалистов для строительства и обслуживания аэродромов в холодном климате, выполнение геодезической съемки на их территориях, в том числе, и под воздушными трассами на северо-западной части России.

Всего на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа расположены 43 аэродрома. Известно, что каждые 5 лет необходимо производить геодезическую съемку препятствий в районе аэродромов. Многие из них находятся в запущенном состоянии, они не оснащены современными средствами для обеспечения безопасных полетов. Но только в совокупности космическим мониторингом и полевыми наблюдениями можно создать полную картину всего арктического региона.

Первым объектом комплексного обследования стал аэродром в Васьково. Одновременно студенты и аспиранты САФУ приобретают опыт работы на сложном оборудовании, применяя на практике наукоемкие космические технологии.

А как же планы по применению в Арктике технологий широкополосной связи?

— Эффективную деятельность в Арктике не обеспечить без применения такой прогрессивной связи. Поэтому в САФУ сформированы рабочие группы аспирантов и докторантов, которые займутся апробацией в жестких климатических условиях технологий беспроводной широкополосной передачи данных. Она позволит обеспечить безопасность стратегических объектов, автоматизированное скрытое наблюдение за государственной границей, мониторинг природной среды и инженерных объектов.

Кроме того, у САФУ подписано соглашение о сотрудничестве с Московским физико-техническим институтом. Специалисты двух вузов займутся совместной реализацией инновационных проектов в сфере беспроводной связи и телекоммуникаций, использованием альтернативных источников энергии в Арктике, а также подготовкой высококвалифицированных кадров для работы в этом регионе.

Мы планируем испытывать аппаратный комплекс беспроводной широкополосной связи в экстремальных климатических условиях Арктики, оценить влияние Полярного сияния на распространение радиосигналов. Мы будем исследовать возможности получения и аккумуляции ветровой энергии для автономного электроснабжения антенн и ретрансляторов при низких температурах. Планируем также разрабатывать надежные радиомаяки для мониторинга дрейфующих ледовых полей.

Еще одна важная цель сотрудничества — создание и применение совместных образовательных программ. Для реализации всех поставленных задач планируется открытие совместного научно-образовательного физико-технического центра «Арктика».

Какие еще «арктические проекты» есть у САФУ?

— Для развития высокотехнологичных наукоемких производств в САФУ созданы инновационные структуры, оснащенные самым современным оборудованием, а также пять малых инновационных предприятий. Ведутся проектные работы по созданию в вузе производства микросхем и микрочипов.

Продолжается работа по созданию межуниверситетской кафедры при Арктическом и антарктическом научно-исследовательском институте, на его базе ведется работа по созданию национальной ледовой службы для развития Северного морского пути. САФУ планирует совместно с учеными Республики Коми работать над развитием строительства железнодорожной магистрали «Белкомур», современных автодорог круглогодичного действия Нарьян-Мар-Печора и Мезень-Архангельск и так далее.

Кроме того, в Управлении инновационных технологий САФУ разработано техническое задание на строительство учебно-производственного комплекса. Он включает хранилище природных носителей геологической информации (керн, образцы горных пород, шлам). Такой комплекс необходим для развития геологоразведки на Европейском Севере и привлечения бизнес-сообщества в университет.

Интервью подготовила Анна Едемская.

Возврат к списку