Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

День знаний в Институте педагогики, психологии и социальной работы

День знаний в Институте педагогики, психологии и социальной работы
05.09.2011
День знаний в Институте педагогики, психологии и социальной работы

На подступах к корпусу САФУ по проспекту Ленинградскому, 40 взгляд невольно останавливается на большом щите с изображением М. В. Ломоносова и пушкинскими словами: «…Всё испытал и всё проник». Когда Михаил Ломоносов предпринял свой «путь в учение», он был чуть старше многих девушек и юношей 1 курса, собравшихся первого сентября в актовом зале Института педагогики, психологии и социальной работы САФУ имени М. В. Ломоносова. Знаменателен и год его создания: совсем скоро, 19 ноября, исполнится 300 лет со дня рождения М. В. Ломоносова.

118 первокурсников, только что получивших фирменные ежедневники, подарок ректора, слушают обращение директора Института педагогики, психологии и социальной работы, доктора педагогических наук, профессора Ирины Зосимовны Сковородкиной. У самой Ирины Зосимовны — 29 лет педагогического стажа, большой путь пройден в науке. И вот будто бы снова надо сделать первый шаг.

Становление института, одного из самых многочисленных (более 1600 студентов) в САФУ, уже началось. Институт создан на базе четырех факультетов Поморского университета — педагогики начального образования и социальной педагогики, психологии, социальной работы и коррекционной педагогики, — объединился с кафедрой педагогики, психологии профессионального обучения САФУ. Приветствие директора института, обращенное к юным дарованиям и элите страны, завершилось пожеланием ощутить студенчество как счастливую эпоху, главное достижение которой — знания.

…Строгие, торжественные ведущие. Фонтаны белых, синих и красных шаров. Обстановка праздника. Сценарий церемонии открытия нового учебного года таков, что есть место и улыбке, и сосредоточенности. Клятву первокурсника юноши и девушки произносят вместе, с помощью добровольного студенческого педагогического отряда «Опора» в стихотворной форме. А вот выступают пятикурсники и с юмором объясняют разницу между ними и вчерашними абитуриентами. Традиция — пустить по рядам большой «Студенческий билет» и прикоснуться к нему, загадав заветное желание…

И все-таки главной на протяжении этого часа остается ломоносовская тема. Её подхватывает третьекурсница Ольга Рудалёва — юная представительница рода Ломоносовых. И это ни у кого не вызывает сомнений хотя бы по очевидному внешнему сходству. Ольга держится уверенно, и за пару минут выступления ей удается поделиться со сверстниками своей идеей: М. В. Ломоносов для сегодняшней молодежи — это бесспорный символ успеха.

Нынешнее 1 сентября положило начало еще одной традиции — с публичной лекцией на актуальную тему выступает перед студентами и коллегами руководитель института. Тема выступления доктора педагогических наук, профессора Ирины Зосимовны Сковородкиной — «М. В. Ломоносов и организация университетского образования».

Михаил Васильевич Ломоносов ратовал за развитие национальной системы образования, был пропагандистом всенародного, безсословного образования, его идея демократизации российского образования, и прежде всего университетского, была ему очень близка. По его мнению, университеты должны быть ведущими в стране научно-учебными центрами, которые бы оказывали решающее влияние на развитие науки и распространение просвещения в России. Университет должен быть автономен, освобожден от полицейского постоя, сборов, иметь свой суд. Перед университетом в качестве главной задачи М. В. Ломоносов ставил развитие науки и популяризацию научных знаний через печать, лекции, диспуты, работу библиотек. Он предложил четкую организацию учебного процесса (составление расписания, чередования предметов, правила поведения в университете). По его мнению, правила учебного заведения должны выполняться как преподавателями, так и студентами.

Обращаясь к сегодняшнему дню, идеи и дела М. В. Ломоносова нашли отражение в Правилах внутреннего распорядка САФУ имени М. В. Ломоносова. Директор института познакомила первокурсников с нормами поведения студентов, особенное внимание обратила на внешний вид, требования при посещении учебных занятий, отношение молодежи к здоровому образу жизни.

Одним из главных условий успешного обучения М. В. Ломоносов считал «духовное и телесное дарование». Профессор И. З. Сковородкина уточнила, что ресурсы успеха личности кроются в знании себя, отрасли, направления научного знания (объем и качество профессиональных знаний), умении ставить задачи и их выполнять (профессиональные умения: самоорганизация, самообразование, самоуправление, самоконтроль, самооценка), желании (познавательная активность, положительная мотивация, сочетание учения и самоучения в течение всей жизни), поддержке и профессиональной помощи со стороны педагогического коллектива и руководителей (педагогических менеджеров). При этом возможны некоторые риски. Они касаются высокой (повышенной) самооценки, преобладания эгоизма, противостояния единству правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, не умения работать в команде и др.

Ссылаясь на фундаментальные исследования известного ломоносоведа, доктора педагогических наук, профессора САФУ Татьяны Сергеевны Буториной, директор института обратила внимание первокурсников на такие положительные качества личности в трактовке М. В. Ломоносова, как благочестие, благородство и благодеяние, а также «любление к наукам» и «охотливость к учению». Воспитание ученый понимал в широком смысле, включая в него, и образование. Ломоносов писал, что если «к изрядному и природному дарованию» молодого человека дать «наставление в науках, то происходит из того нечто изящное, особливое». Он стоял на позиции воспитывающего обучения, предлагая поощрение в качестве ведущего метода воспитания, которые позволят создавать определенный эмоциональный настрой молодых людей, стимулирующий «к добрым поступкам».

Цитаты из М. В. Ломоносова вскоре сменились простым, но интригующим тестом: первокурсники ставили точку на воображаемом листе бумаге и по месту расположения этой точки пытались узнавать, кто они — объективные, взвешенные «центристы» или… Анна Борская, например, поставила свою точку в нижнем правом углу листа. Что это значит? Это значит, что девушка скромна и требовательна к себе, но в то же время живет будущим, ориентируется на день завтрашний. Что и произошло с Аней после окончания школы № 1 в поселке Октябрьский Устьянского района. Конечно же, выбор Анны Борской и не мог быть другим — САФУ. Выбор самостоятельный, основанный на том, что Анна — человек активный, энергичный и лет через пять видит себя лидером одного из молодежных движений. Будущая специальность Ани — «Организация работы с молодежью». Благодаря открытому в САФУ Институту педагогики, психологии и социальной работы новый импульс получит подготовка педагогических кадров, главная задача которых — гармоничное развитие человека, воспитание гражданина, помощь ему в решении различных жизненных проблем.

Успехов тебе, Институт педагогики, психологии и социальной работы! Удачи тебе, студент САФУ!

Серебрякова З.Н.


Возврат к списку