Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Федеральные университеты — центры развития страны

Федеральные университеты — центры развития страны
23.08.2011
Федеральные университеты — центры развития страны

Закончилась абитуриентская кампания 2011. Она запомнится тем, что в этом году количество абитуриентов, поступивших в столичные вузы, увеличилось в 1,52 раза, а в регионах — уменьшилось.

К Москве и Санкт-Петербургу постепенно приближаются другие образовательные центры страны, например, Казань. В приемную комиссию Казанского федерального университета поступили заявления от 17 тысяч абитуриентов, а конкурс на место составил в среднем по вузу 14 человек на место. Связано это с широкой географией будущих студентов — в Казань съезжаются абитуриенты со всех 14 регионов Поволжья. Но при этом более ста региональных вузов обнаружили у себя недобор студентов. В некоторых из них не просто нет конкурса, а даже не хватает заявок на бюджетные места. Не обошла подобная тенденция и федеральные университеты. Так, например, по результатам зачисления в Балтийском федеральном университете закрыто 68 % из 837 бюджетных мест очной формы обучения, в Дальневосточный федеральный университет зачислено 1917 абитуриентов, что составляет 73 % бюджетного набора.

Стране нужны сильные университеты

Эксперты связывают это с тем, что многие российские вузы предлагают специальности, которые может быть и важны для страны, но не нужны абитуриентам. Они не обеспечивают учащимся успешной карьеры, хорошего заработка. А некоторые специальности наоборот вызывают ажиотаж — юриспруденция, госуправление, менеджмент. Поэтому существует такая диспропорция между желаниями абитуриентов и тем, что предлагают вузы. Возникает и другая проблема многих вузов — их невысокая конкурентоспособность. В каждом регионе десятки, если не сотни государственных или частных высших учебных заведений, они нивелируют вузовское образование как таковое. Это говорит о том, что систему высшего образования необходимо реформировать.

Федеральные и национальные — отличия и сходство

Задачу государство стало решать еще в 2006 году. Тогда, в рамках национального проекта «Образование», была запущена инновационная образовательная программа вузов. По итогам конкурса отобрали 57 вузов, которые в течение двух лет получали существенное бюджетное финансирование. Инновационную образовательную программу можно рассматривать как первый шаг в политике по приданию статусов вузам — фактически университеты, выигравшие конкурс, стали считаться самыми сильными в стране. Тогда же в 2006 году появились два первых федеральных университета — Сибирский и Южный. Объединив в себе крупнейшие вузы своего региона, они стали не только научно-образовательными кластерами, но и повысили конкурентоспособность ведущих отраслей экономики в своих регионах. В 2009 году федеральным статусом наделили еще 5 университетов. Наделение статусом «федерального» сопровождается существенным бюджетным финансированием для решения определенных задач. Федеральные университеты должны уделять повышенное внимание развитию науки, ее интеграции с образованием и в перспективе — с бизнесом. Как правило, это происходит за счет приглашения иностранных преподавателей и исследователей, наращивания удельного веса студентов и аспирантов из-за рубежа и многих других мероприятий. По всем этим параметрам для университетов утверждены целевые показатели. Федеральные университеты перешли в новую организационно-правовую форму и стали автономными учреждениями.

В 2008 году появились «национальные исследовательские» университеты. За этим званием скрывается временное проектное финансирование программ развития университетов. Исследовательским университетам выделяется дополнительное бюджетное финансирование в рамках федеральных целевых программ, на условиях 20-процентного софинансирования.

МГУ и СпбГУ было присвоено особое звание национальных университетов, и к нему прилагается не только дополнительное финансирование, но и дополнительные академические свободы. Такое решение вполне логично — только эти два российских вуза входят в число 200 лучших университетов мира.

Локомотивы реформы

Локомотивом реформы высшего образования должны стать федеральные университеты. По словам экс-директора департамента стратегий и перспективных проектов в образовании и науке министерства образования и науки, куратора по созданию в России федеральных университетов Евгения Князева, страна нуждается в сильных университетах, которые интегрировали бы в себе науку мирового уровня и образование. Именно этим эксперт объясняет появление идеи формирования федеральных университетов. Однако нужно понимать, что создание федерального университета — это не дело одного дня. Федеральный университет не только подпись президента страны на документах и даже не финансовые вливания. В первую очередь это трудоемкий процесс, который длится не один год. Принятие программы развития университета, создание инфраструктуры, инновационной базы — все это требует массы времени. Не правы те, кто думает, что поменяв вывеску вуза можно сразу же решить накопившееся за несколько десятилетий проблемы высшего образования. Это как в ЖКХ — за час, за день, даже за неделю не залатать все текущие трубы канализации.

Каждый университет — уникален

Одна из задач федеральных университетов — переориентировать высшее образование. Нужно сократить прием на те направления, которые не востребованы экономикой в настоящее время. Можно сказать, что уже сейчас каждый университет решает задачи по уникальным крупным проектам. Соответственно, у каждого из них — свои уникальные специальности. В частности, направление развития Северного (Арктического) федерального университета — Арктика и приарктические территории. В перспективе именно Арктика способна в значительной степени обеспечить потребности страны в углеводородных ресурсах.

«Специалисты закончившие институт нефти и газа САФУ востребованы отраслью: они трудятся как в нефтедобывающих регионах России, так и за ее пределами, — рассказывает проректор по учебно-методической работе Арктического университета Николай Дундин. — Их ценят за профессионализм и умение решать сложные задачи. Карьерный рост выпускников — наглядное тому подтверждение. Приведу пример: выпускник САФУ Виталий Рапейко стал согласно рейтингу французского Института нефти лучшим выпускником этой престижной профессиональной школы».

На другом конце страны быстрыми темпами развиваются международные отношения с нашими восточными соседями, поэтому в Дальневосточном федеральном университете специальность «международные отношения» очень востребована. В этом году самый высокий проходной балл в ДВФУ — именно на этом направлении. Причем готовят в институте профессионалов с уникальными специальностями — китайской, японской и корейской словесности. Согласно программе развития, университет должен стать подлинно международным, и одна из главных задач на этом пути — привлечение иностранных студентов.

Локомотивы движения

Уникальность специальностей, мощная образовательная и инновационная база дают возможность развиваться не только университетам, но и регионам, в которых они расположены. В том же Архангельске развитие области связывают во многом с появлением Арктического университета. Во многом на специалистов из САФУ завязаны стратегические планы региона — «Севморпуть», «Белкомур», глубоководный порт. Не смотря на то что Санкт-Петербург — центр Северо-Западного федерального округа, экономический потенциал Архангельской области и Арктики является уникальным.

Похожая ситуация в Красноярском крае. Недаром именно здесь реализуются масштабные проекты по развитию Нижнего Приангарья, разработке Ванкорского месторождения. Именно Сибирский университет стремится к тому, чтобы стать интеллектуальной платформой для модернизации Сибири.

«Необходимо видеть в Сибирском федеральном университете тот мозговой центр, который должен продуцировать крупные геополитические идеи, — уверен президент Сибирского университета Александр Усс. — В ближайшем будущем в Красноярске нужно создать серьёзную экспертную площадку — назовём её Сибирским экспертным клубом».

Если посмотреть на наш западный анклав — Калининград,  то увидим, что и там в 2010 году был создан Балтийский федеральный университет. Его создание эксперты связывают с уникальным географическим положением Калининградской области. Укрепление и развитие Калининграда — важнейшая геополитическая задача государства. Регион оторван от России и граничит на севере с государствами, где очень большой процент русскоязычного населения — это страны Прибалтики и Беларусь. К тому же именно в Калининградской области находится база Балтийского флота. Обеспечивать её кадрами будет Балтийский университет.

«В 90-е годы мы потеряли огромный научный потенциал, особенно остро проблема с кадрами встанет при переходе на систему „бакалавриат“ и „магистратура“, — отмечает ректор БФУ Андрей Клемешев. — Федеральному вузу дается ресурс, чтобы привлечь высококлассные кадры — обеспечить им базу для работы, современную аппаратуру и технику, надеюсь, достойную зарплату и жилье».

Аналогичная обстановка в других федеральных университетах — в Казани, в Екатеринбурге, в других городах. Каждый из университетов — это шаг к модернизации региона, а иногда и всего федерального округа. В перспективе эти университеты — новые катализаторы развития нашей необъятной Родины. Конечно, предстоит много сделать для того, чтобы они заработали в полную силу. Чем больше в стране точек роста, тем быстрее развивается ее экономика. Именно это позволит остановить отток интеллектуального ресурса из регионов.

Федеральные университеты станут новыми точками роста страны, центрами её развития. Во многом благодаря федеральным вузам Россия будет прирастать регионами, а не сосредотачивать весь интеллектуальный и промышленный потенциал в Москве или Санкт-Петербурге.

Сергей Томилов

Возврат к списку