Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Александр Пластинин: Магистратура — это элитное образование

Александр Пластинин: Магистратура — это элитное образование
04.08.2011
Александр Пластинин: Магистратура — это элитное образование

Институт экономики — один из лидеров САФУ по количеству абитуриентов. По данным на последние числа июля, в институт подано около 500 заявлений. Правда, как замечает директор института Александр Пластинин, среди вчерашних школьников заметно некоторое недопонимание того, куда именно они идут учиться. Многие не имеют внятного представления о том, что есть бакалавриат, а что — магистратура. О нюансах Болонского процесса рассказывает профессор, доктор экономических наук, профессор Александр Викторович Пластинин.

— Россия подписала Болонское соглашение и теперь мы практически перешли на двухуровневую систему обучения. Если прежде высшее образование мы получали на основе специалитета и учили пять лет, то сейчас высшее образование разделено по уровням. Бакалавриат считается первой ступенью академического образования. Это базовое высшее образование студент получает в течение четырех лет.

— Александр Викторович, существуют ли какие-либо ограничения для тех, кто закончил бакалавриат?

— Одно из важных ограничений связано с научной деятельностью. Бакалавры, в отличие от специалистов, не имеют права поступать в аспирантуру. Если человек закончил бакалавриат, но хочет получить ученую степень, выход один — надо поступать в магистратуру. Магистр — это законченное высшее образование, которое требует еще как минимум двухлетнего обучения очной формы после бакалавриата. Существует также и заочная магистратура. Для университета открытие магистратуры — ответственный момент. САФУ получает право вести обучение в магистрантов не автоматически. Это право нужно заслужить: изучить рынок, подготовить множество документов, разработать программы, учебные планы, подобрать преподавательский состав. В отличие от бакалавриата, где право на преподавание имеют те же ассистенты кафедры, в магистратуре преподают только профессора и доценты.

— А что еще дает магистратура?

— Прежде всего, ее прохождение повышает уровень квалификации. Магистратура важна для тех, кто хочет заниматься педагогической деятельностью. Специалисты имели право преподавать, а бакалавры — нет. Само слово «магистр» изначально означало «наставник», «учитель». Магистратура также готовит человека к научной деятельности.

— Каковы отличия в учебном процессе у будущих магистров и бакалавров?

— Конечно, даже по структуре учебный план магистра отличается от учебного плана бакалавра. Магистр работает в тесном контакте с учеными, профессорами, доцентами. Учебный процесс имеет более интерактивный характер. Условно говоря, если я веду занятие у бакалавров, то на лекции может присутствовать до 100 человек, а у магистров — около 10. Такой формат учебы заставляет студента более интенсивно включиться в учебный процесс, а преподаватель может уделять внимание каждому. Это касается и учебных работ: контрольных, курсовых, дипломных проектов.

— На бакалавриат поступают по результатам ЕГЭ. А как поступить в магистратуру?

— Разработана программа вступительных экзаменов. Экзамены существуют только для тех, кто претендует на бесплатное обучение. На магистерских программах тоже есть бюджетные места. Кто по конкурсу не проходит на бюджетные места, может учится платно. В прошлом году в институте экономики по программе «Производственный менеджмент» начали обучение 10 будущих магистров. В этом году у нас есть 15 бюджетных мест. Конкурс есть: около 20 человек уже изъявили желание. Заявления принимаются до 25 августа, вступительные экзамены пройдут 26 августа.

— Даже по вашему институту заметно, что на бакалавриате профилей больше чем количеством магистерских программ.

— Магистратура — это элитное образование. Сейчас в России очевидна тенденция — слишком много людей учатся в высшей школе в сравнении с теми же западными странами. Конечно, с одной стороны это неплохо: выше будет уровень образования жителей страны. Но нельзя этот процесс доводить до крайности. А кто будет сеять, пахать, доить коров? Уровень студентов и выпускников тоже разный. По бумагам, допустим, два выпускника могут иметь одинаковые оценки. Но в действительности одного — хоть сейчас ставь крупным менеджером, а второй годится только для обработки первичных документов. Не секрет, что есть люди, которым высшее образование нужно из соображений престижа. Раньше многие из них пять лет учились за счет государства, а сейчас будут четыре. Я считаю, что это даже лучше. Потому что такому человеку важен сам факт окончания университета. А вот другим образования на уровне бакалавра становится недостаточно, и они стремятся получить магистерскую степень.

— На ваш взгляд, стоило ли вообще России вливаться в Болонский процесс?

— Включение в Болонский процесс говорит о том, что мы ориентируемся на мировой опыт получения образования. Но мы должны быть умеренными патриотами: готовить специалистов прежде всего для своей страны, а не для Запада. Но если кто-то хочет уехать на Запад, то он должен знать, что если он получил степень магистра или бакалавра, то диплом будет там признан,то есть пройдет нострификацию.

— Александр Викторович, в чем отличие между вузовской магистерской программой и программами MBA (Masterof Business Administration)?

— Слово «мастер» здесь переводится как «магистр». Разница вот в чем: наш магистр обучается по академическим планам, а MBA — это все-таки более гибкое обучение, не скованное государственными стандартами. Магистр — это степень в рамках основных образовательных программ, а MBA — это дополнительное образование, за деньги без бюджетных мест, то есть государство за него не платит. Магистр — это государственный стандарт, на него утвержденный учебно-рабочий план, разработанный по стандартам третьего поколения. Обучение ведется строго два года. А MBA может объявить чуть ли не любой вуз и условия там будут разные: где-то один семестр обучения, где-то — два; где-то на русском языке, где-то — на английском. МБА — хоть и более гибкая структура, но у нее не такой уровень академичности.

— Стоит ли поступать в магистратуру людям, закончившим специалитет?

— Конечно. Бакалавр учится четыре года, специалист — пять, магистр — шесть. Специалист так же может повысить квалификацию или даже изменить ее. Он, допустим, был чистым экономистом, а хочет стать финансистом. И тогда он поступает на магистерскую программу «финансовый менеджмент» или «финансы». За эти два года обучения он успешно адаптируется к новому полю деятельности.

Беседовал Вадим Рыкусов.

Возврат к списку