Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Сотрудник САФУ отправится в экспедицию по Аляске

Сотрудник САФУ отправится в экспедицию по Аляске
22.07.2011
Сотрудник САФУ отправится в экспедицию по Аляске

В конце июля на Аляску отправляется научно-исследовательская экспедиция. Впервые, с того времени, как эта территория отошла к США, русские исследуют отдаленные районы штата. В состав экспедиции включен и заведующий кафедрой международного права Юридического института САФУ Иван Савельев.

Экспедиция пройдет по следам русских первопроходцев Русской Америки, в частности Лаврентия Загоскина. В 40-х годах XIX века он пешком, на лодках и на собачьих упряжках исследовал среднее и нижнее течение крупнейших рек Аляски — Юкон и Кускоквим — и нанес их на карту. Кроме того, русский офицер составил детальное описание местности, климата и коренных племен. Лаврентий Загоскин стал первым европейцем, который посетил эти места.

Русские исследователи будут проводить исследования на Аляске уже третий год. В 20092010 годах путешественники по следам Лаврентия Загоскина прошли на байдарках по реке Юкон и Кускоквим свыше трех тысяч километров, провели уникальное комплексное исследование индейских и эскимосских поселений. «Результаты экспедиций свидетельствуют о богатстве русского наследия на Аляске, которое до сих пор не являлось предметом изучения и научного осмысления», — рассказывает Иван Савельев.

Для него экспедиция «Аляска-2011» станет второй — архангельский ученый уже принимал участие в исследованиях в прошлом году. Он отвечал за научную составляющую экспедиции. В частности, Иван Савельев во время посещения православных церквей на Аляске изучал русскоязычные документы, хранящиеся в церковном архиве — метрические книги, ведомости православных миссий и т.д.

«Представители Русского Севера сыграли выдающуюся роль в истории Русской Америки. Эту территорию осваивали православные миссионеры, сотни простых купцов и крестьян родом из Архангельской губернии. Первым Главным правителем Российско-американской компании был уроженец Каргополя Александр Андреевич Баранов. Поэтому участие представителей нашего региона в такой экспедиции очень важно», — отмечает Иван Савельев.

За те 20 лет, в течение которых русские первопроходцы осваивали внутреннюю Аляску, они оказали серьезное влияние на цивилизацию местных жителей — атабасков и эскимосов. Это влияние исследователи ощутили даже спустя 150 лет после продажи Русской Америки.

Участники экспедиции записали русские слова, которые вошли в состав местного языка. К примеру, женщины, живущие по берегам реки Юкон, не только переняли привычку представительниц России надевать на голову платок. Этот головной убор они до сих пор называют так же, как и жители нашей страны. «Можно говорить о существовании особого — аляскинского — диалекта русского языка», — отмечает ученый.

Многие атабаски и эскимосы носят русские фамилии и имена — Кожевников, Иванов, Андреянов, Исаков, Петрушка, Мария, Кузьма, Агрипина, Иван и т.д. В названиях рек и деревень также можно уловить русские корни. Срубы изб, которые ставили 70-80 лет назад на Аляске, особо не отличаются от деревянных домов, распространенных, к примеру, в Архангельской области. Местные жители любят попариться в бане. Работа на огородах не очень популярна среди местного населения, однако, они выращивают картошку. «Все эскимосы и атабаски обязательно говорят, что в них „течет русская кровь“, и это считается предметом гордости», — добавляет Иван Савельев.

В большинстве домов, как и в русских деревнях, на почетном месте висят фотографии хозяев и их родственников. Кроме того, на стенах укреплены православные иконы. На могилах местных жителей стоят православные кресты. «После продажи Аляски Русская Православная церковь сохранила за собой право миссионерской деятельности на территории этого штата. В церковном делопроизводстве только на рубеже 19201930 годов произошел переход с русского на английский язык. Именно широкое распространение православия, которое после продажи Аляски стало способом сопротивления насильственной американизации, способствовало более глубокому проникновению российской цивилизации в систему культурных и духовных ценностей местных жителей Аляски», — отмечает Иван Савельев. В настоящее время до 10% жителей Аляски считают себя православными (это самый высокий процент по США), а в районе реки Юкон этот показатель достигает 75%.

Этим летом экспедиция «Аляска–2011» продолжит свои исследования при поддержке Российской академии наук, Русского географического общества и САФУ.

Светлана Кузнецова

Возврат к списку