Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Особенности арктического позиционирования вузов

Директор консалтинговых проектов Московской школы управления «Сколково» Денис Конанчук
08.07.2011
Особенности арктического позиционирования вузов

Накануне начала свою работу проектно-аналитическая сессия, посвященная стратегии развития институтов САФУ. Директор консалтинговых проектов Московской школы управления СКОЛКОВО Денис Конанчук рассказал об опыте зарубежных вузов арктической направленности.

Эксперт «Программы развития ведущих Арктических университетов и институтов» проанализировал 15 программ развития крупных арктических университетов. Рейтинг учебных заведений был составлен на основе двух международных рейтингов. Шанхайский академический рейтинг оценивает вузы согласно критериям количества нобелевских и филдовских лауреатов и цитируемости публикаций ученых. Рейтинг «Times» учитывает проводящиеся в университетах исследования, качество образования и студенческой жизни и другие показатели.

Лучшим среди арктических университетов был признан канадский Университет Альберты. При этом он находится в пределах 101-150 мест шанхайского рейтинга и имеет 127 позицию в рейтинге «Times». Японский Университет Хоккайдо стал вторым (151-200 места в шанхайском рейтинге). Третьим признан Шведский университет сельскохозяйственных наук. Вторая тройка — Университет Турку (Финляндия), Университет Аляски (США) и Университет Тромсе (Норвегия), занимающие в шанхайской табели о рангах 301-400 места.

«Из 150 университетов и институтов, входящих в консорциум Университета Арктики только 15 попадают в международные рейтинги. О чем это говорит? Скорей всего, сама специфика арктических университетов, их расположенность, особенности северных территорий не позволяют в одиночку достигать необходимого масштаба деятельности. Порядка 140 институтов не попали в рейтинг по той причине, что их масштаб слишком незначителен. Отсюда вывод: если вуз претендует на звание вуза мирового уровня, необходима международная кооперация», — заявил Денис Конанчук.

Все топовые арктические вузы обязательно формулируют свои миссии. Например, в Университете Лапландии приоритеты в образовании — педагогика, право, искусство и дизайн, социальные науки. Исследования в основном сосредоточены на вопросах туризма, Арктике.

В университете Тромсё особое внимание уделяется медицине, биологии, науке и технике, а также гуманитарным наукам. В исследованиях — изменению климата, использованию природных ресурсов, экологическим угрозам.

Американский арктический вуз — Университет Аляски — ставит иные акценты. Образование здесь в основном сосредоточено на биологии, бизнесе и механической инженерии.

По словам Дениса Конанчука, в стратегиях ведущих зарубежных арктических вузов есть три объединяющих момента, которые могли бы учесть институты САФУ в своих программах: арктическая специализация, глобальная перспектива (перспектива роста), служение местному сообществу.

В качестве примера программы развития вуза эксперт выбрал программу Шведского университета сельскохозяйственных наук. Этот вуз находится на 199 месте в рейтинге «Times».

Шведский университет привлекает порядка 400 млн долларов (или около 11 млрд рублей) в год в качестве дополнительных средств. Это больше, чем суммарный годовой бюджет всех российских федеральных вузов. За счет таких средств университет может содержать крупный штат сотрудников — 2670 человек, из них: 214 профессоров, а также 800 инструкторов, участвующих в обучении 3531 студентов и 701 аспирантов (Ph.D). Реализуются 26 образовательных программ и 450 образовательных модулей.

Миссия вуза сформулирована следующим образом: «Мы обеспечиваем изучение, устойчивое использование и управление биологическими природными ресурсами. Это достигается за счет исследований, обучения, мониторинга окружающей среды во взаимодействии с окружающим сообществом».

Среди источников пополнения бюджета университета пальма первенства принадлежит государственному финансированию (55%). 25% приходится на международные гранты, 18% — на взносы студентов за обучение.

В структуре доходов вуза на первом месте находятся исследования (69%), на обучение приходится 22%. Мониторинг окружающей среды приносит вузу прибыль до 9% от совокупного дохода.

Исследования окружающей среды делятся по направлениям: генетические ресурсы и биотехнологии, изменение климата и экосистем, устойчивые системы производства и управления природными ресурсами. Исследования в области наук о жизни сконцентрированы на здоровье людей, качестве питания, развитии сообществ, городских и сельских сред.

Модель обучения выстраивается не только на основе 26 дипломных программ, среди которых, к примеру, есть такие как«наука о животных», «биотехнологии», «лес как природный ресурс». В систему образования включены и 450 так называемых предметных модулей — «химия», «биология», «экономика» и т.д. Они предоставляются на платной основе как единичные курсы, и как пакеты курсов.

Чтобы участвовать в международной кооперации, нужно гарантировать качество услуг. Для этого, говорит Денис Конанчук, шведский вуз использует «наставническую модель» в преподавании — 1,4 студент на одного инструктора. Другие важнейшие принципы построения образования — тесная связь с исследованиями, ориентация на трудоустройство, высокая степень влияния студентов на образовательный процесс, внешняя национальная и международная оценка качества образовательных услуг.

Эти пять факторов и делают портфель программ университета конкурентоспособным и позволяют вузу зарабатывать по 2,5 миллиарда в рублёвом эквиваленте.

Вадим Рыкусов

Возврат к списку