Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Первое заседание российско-норвежской рабочей группы в области образования

Первое заседание российско-норвежской рабочей группы в области образования
01.07.2011
Первое заседание российско-норвежской рабочей группы в области образования

24 июня в Осло состоялось первое заседание рабочей группы Министерства образования и науки Российской федерации и Министерства знаний Норвегии. Соглашение в области высшего образования, подписанное двумя странами во время государственного визита Президента РФ Д. А. Медведева в Норвегию в апреле 2010 года создало условия для развития партнерских связей на новом этапе. Задачи рабочей группы — разработать механизмы реализации данного Соглашения.

Во встрече приняли участие сотрудники международных департаментов министерств образования двух стран, Министерства иностранных дел Норвегии, Норвежского Центра международного сотрудничества (SIU), Российского Посольства в Осло, а также руководители международных направлений норвежских и российских университетов. Российские вузы были представленыСанкт-Петербургским государственным политехническим университетом и Северным Арктическим федеральным университетом.

Норвежские партнеры отметили, что Россия остается приоритетной страной для Норвегии с точки зрения двухстороннего сотрудничества. Устойчивые связи между университетами наших стран, поддержка на уровне органов государственного управления — тот фундамент, который был заложен в предыдущие годы. Задача сегодняшнего дня — достичь баланса в этих отношениях, в частности, в вопросах академической мобильности, где присутствует сильная диспропорция, а также в вопросах процедуры признания дипломов.

Сегодня среди иностранных студентов в Норвегии больше всего российских студентов. Между тем, количество норвежских студентов в российских университетах несопоставимо мало, несмотря на то, что существует растущий интерес к обучению в России, к изучению русского языка и культуры. Такая ситуация сложилась из-за ряда системных проблем, требующих решения как на уровне национальных министерств, так и на уровне университетов: развитие англоязычных курсов и программ и включение их в учебные планы, модульный принцип построения образовательных программ, новые принципы расчета учебной нагрузки, улучшение инфраструктуры для обучения и проживания в российских университетах. Сегодня, когда в России разрешено преподавание на иностранных языках, многие из перечисленных задач можно решить на уровне университетов.

Помимо вопросов, связанных с устранением дисбаланса в академической мобильности, рабочая группа определила в качестве приоритетного вопрос о признании дипломов и квалификаций. В этой связи актуальным является признание 4-летнего периода обучения на уровне бакалавриата в российских университетах и 3-летнего — в университетах Норвегии. Сейчас в Российской Федерации действует временное решение Министерства образования и науки не принимать на полный цикл обучения на уровень магистратуры иностранных студентов с 3-летним уровнем бакалавриата, за исключением стран, с которыми заключены дополнительные соглашения о процедуре признания.

Помимо процедурных вопросов, определенные сложности в реализации Соглашения представляют системные различия высшего образования и подходы, существующие в двух странах в отношении приема иностранных студентов. В Норвегии Министерством знаний уже проведен мониторинг вузов, осуществляющих сотрудничество с Россией, их насчитывается 28. У наших соседей система высшего образования максимально децентрализована, так например, министерство не касается приема студентов, это — прерогатива университетов. И чем выше уровень обучения (магистратура, PhD), тем выше уровень свободы университетов в этих вопросах.

Для такой небольшой страны, как Норвегия, интернационализация знаний является важнейшим средством повышения качества научных исследований и образовательных программ. Все государственные вузы разработали свою стратегию интернационализации и определили приоритетные области сотрудничества. Большую роль в этой работе играет Норвежский Центр интернационализации образования (SIU), который выступает и как национальный центр развития академической мобильности с зарубежными вузами, и в качестве ресурсного центра международных программ сотрудничества, финансируемых норвежским правительством, например — Норвежской Программы сотрудничества с Россией. Новая Программа 2011–2015 будет объявлена осенью этого года.

На встрече рабочей группы особое внимание было уделено определению областей взаимных интересов в области образования и научных исследований. С норвежской стороны эти области сформулированы в государственной Арктической стратегии (High North strategy). К ним относятся безопасность и мониторинг систем реагирования, устойчивый процесс добычи углеводородов, развитие возобновляемых источников энергии, промышленное развитие прибрежной материковой зоны, инфраструктурное развитие северных территорий, суверенитет и укрепление сотрудничества в приграничных территориях, культура и жизнеобеспечение коренных народов Севера.

Следующая встреча рабочей группы пройдет в Москве в ноябре этого года, когда эксперты двух стран обсудят вопросы признания документов об образовании, процедуру профессионального признания и квалификационных рамок.

Весной 2012 года планируется большая международная российско-норвежская конференция по вопросам сотрудничества в сфере высшего образования с участием министров образования двух стран. Северный Арктический федеральный университет и Университет Нурланда определены в качестве базовых университетов по подготовке этой конференции.

Калинина М. Р.
Проректор по международному сотрудничеству САФУ,
участник встречи рабочей группы в Осло

Возврат к списку