Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Как подготовить квалифицированные кадры для флота?

Научно-практическая конференция «Гардемарины России»
28.06.2011
Как подготовить квалифицированные кадры для флота?

Представители нескольких профильных вузов на научно-практической конференции «Гардемарины России» искали ответ на этот вопрос. Напомним, конференция проходит в рамках V межвузовского фестиваля «Морфест-2011». 27 июня ученые продолжили свою работу в Севмашвтузе (Северодвинск).

Одна из основных проблем, которую выделили ученые — снижение популярности морских профессий. Сложная ситуация с набором студентов наблюдается во всех профильных вузах. Конечно, свою роль здесь играет снижение рождаемости в середине 90-х годов. Однако Кристина Волошина, представитель центра технологии судостроения и судоремонта (Санкт-Петербург), рассказала и о другой причине — разрыве в преемственности поколений. «Наиболее работоспособные сотрудники 30–40 лет в свое время предпочли уход в другую сферу или коммерческие структуры», — отметила она. В результате сегодня молодым людям приходится перенимать опыт у пожилых специалистов.

Решение этой проблемы предложили представители Российского государственного гидрометеорологического университета (Санкт-Петербург). Они разработали специальную программу для продвижения технических специальностей в школах своего города. Комплекс мероприятий включает проведение дней открытых дверей, выездные акции в школах, создание и размещение рекламных роликов в общественных учреждениях, которые посещают старшеклассники, и социальных сетях.

Еще одним решением этой проблемы могло бы стать непрерывность образования: школа — ПТУ или техникум — вуз. «Сегодня эта система разрушена в силу разобщенности образовательных ведомств регионального и федерального подчинения», — подчеркнул проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций Александр Кузьмин.

Кроме того, по словам ученого, на непрерывность образования влияет и введение двухуровневой системы высшего образования — бакалавриата и магистратуры, которая не допускает сокращенных программ обучения. «Выпускники профильных колледжей в этом году сядут на университетскую скамью вместе со школьниками. Им также придется проходить полный курс обучения», — подчеркнул Александр Алексеевич. Он предложил свое видение решения этой проблемы — обучение выпускников школ по программе специалитета (5–5,5 лет), а выпускников техникумов — по программе бакалавриата.

За одновременную реализацию двух схем обучения — бакалавриата и специалитета выступают представители всех профильных российских вузов, занимающихся подготовкой специалистов морских профессий. Александр Кузьмин рассказал, что по программе бакалавриата могут учиться, к примеру, будущие кораблестроители, а пятилетний курс подготовки будут проходить студенты, обучающиеся судовождению.

Помощник проректора по научной работе Севмашвтуза Галина Сопочкина (Северодвинск), рассказала о том, как вуз решает проблему подготовки кадров для ВПК. «Речь идет о дефиците не просто кадров, а высококвалифицированных специалистов», — подчеркнула она. В Северодвинске для решения этой проблемы практикуют такую схему: полгода студенты днем работают на предприятии, а вечером учатся. В следующий семестр они переходят на дневную форму обучения. «Эта схема уже апробирована и получила полное одобрение производственников», — подчеркнула Галина Алексеевна.

Изменения в структуре подготовки специалистов морских профессий ожидаются не только в связи с введением двухуровневой системы образования. По словам Ивана Костылева, президента Государственной морской академии имени адмирала С. О. Макарова (Санкт-Петербург), в скором времени 7 профильных вузов планируется объединить в три — на Северо-западе, юге и Дальнем востоке. Например, в Санкт-Петербурге будет создан Морской университет, в состав которого войдут Государственная морская академия имени адмирала С. О. Макарова и государственный университет водных коммуникаций.

«Давайте вспомним недавнее прошлое Вьетнама. Объемы судостроительного производства этой страны в общей мировой структуре составляли 0,001. Сейчас этот показатель равен 2,3%! У России есть огромный потенциал, и наша страна должна занимать достойное место как по уровню подготовки специалистов морских профессий, так и по количеству судов. Пока же нашим промышленникам выгоднее строить торговые корабли за рубежом», — подвел своеобразный итог проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций Александр Кузьмин.

Светлана Кузнецова

Возврат к списку