Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Ломоносов-педагог

09.06.2011
Ломоносов-педагог

В московской гимназии № 1530 уже более 15 лет претворяются в жизнь педагогические идеи Ломоносова. Да и само учебное заведение называется «Школа Ломоносова». Обращение к наследию великого ученого объясняется несколькими причинами: отказом от унификации школьного образования, стремлением к развитию личности ученика и, самое главное, стремлением к сохранению самобытной культуры русского народа. Об этом на международной конференции «Развитие академической науки на родине М.В. Ломоносова» рассказала Людмила Тимофеева, директор музея гимназии.

Ломоносов не писал специальных работ по педагогике, но его педагогические идеи можно найти в различных трудах и записках. В сущности, Ломоносов разработал педагогическую систему, которая рассматривала процесс образования комплексно. Она касалась не только вопросов среднего и высшего образования, но и преподавания, организации работы университетов и многих других проблем.

Гимназия «Школа Ломоносова» была создана на базе обычной общеобразовательной московской школы № 1730 по инициативе ее директора Евгении Кузнецовой. Задачи школы — поиск наиболее талантливых ребят, воспитание высоких нравственных качеств, индивидуальная работа с каждым учеником и применение теоретических знаний на практике.

Педагогическая система Ломоносова опирается на несколько главных принципов: необходимо обращать внимание на способности каждого ученика, максимально раскрывать их в процессе обучения и, не менее важным Ломоносов считал, воспитывать в молодых людях чувство патриотизма и уважения к своей культуре и языку.

С девятого класса все гимназисты 1530-й школы занимаются по индивидуальным учебным планам. Они могут выбрать несколько предметов для углубленного изучения, а также предметы, которых нет в обычной школьной программе — такие как логика и философия. В некоторых случаях ученики могут выбрать даже учителя, у которого они хотят заниматься. Разделение на классы в данном случае весьма условное, так как на один предмет могут ходить ребята из разных классов.

Такая система дает свои результаты, позволяя найти по-настоящему талантливых детей. Так, два года назад выпускница ломоносовской школы поступила в МГУ — ей было всего 12 лет. «Конечно, таких детей немного, — говорит руководитель музея М.В. Ломоносова гимназии Людмила Тимофеева. — Найти способного ребенка, дать ему шанс раскрыться и показать себя, — вот наша главная задача».

Стало традицией проведение уроков в музее гимназии. Знакомство с поэзией XVIII века и литературным творчеством Ломоносова начинаются именно в музее. Здесь же периодически проходят уроки риторики, физики, химии. «Ни один урок, проведенный в кабинете, не может заменить урока в музее, где представлены все предметы интерьера того времени», — считает Людмила Тимофеева.

Ломоносов понимал, как важно дать шанс молодому дарованию получать образование. Он всегда выступал за отбор учеников из духовных семинарий (эквивалент современной школы) для обучения в гимназии и последующего поступления в университет.

К слову, все выпускники гимназии продолжают обучение в лучших вузах России. Идея непрерывного образования была озвучена ученым еще в XVIII веке. Сегодняшние реалии заставляют человека быстро адаптироваться к изменениям в экономике, профессиональной жизни, культуре и обществе. Человек должен учиться на протяжении всей жизни для того, чтобы своевременно реагировать на вызовы времени.

Дмитрий Нестеров

Возврат к списку