Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

САФУ внесет свой вклад в увеличение экспорта российских образовательных услуг

САФУ внесет свой вклад в увеличение экспорта российских образовательных услуг
03.06.2011
САФУ внесет свой вклад в увеличение экспорта российских образовательных услуг

Темы академической мобильности, разработки совместных с иностранными партнерами образовательных программ и привлечение иностранных студентов являются очень актуальными для САФУ.

В соответствии с программой развития университета, в 2020 году количество учащихся родом из-за границы в общем составе обучающихся должно составить 5%.

«У университетов всех регионов РФ возникают схожие проблемы в развитии академической мобильности. Так, существуют различия в измерении учебной нагрузки в российских и иностранных вузах — у нас это часы, в Европе — кредиты. В наших дипломах нет европейского приложения, что также создает определенные трудности», — рассказала начальник отдела университета Арктики Ирина Казнина на специально организованном семинаре «О современных тенденциях международного сотрудничества в сфере высшего образования».

Принять участие в учебно-методическом семинаре были приглашены директоры институтов и координаторы, отвечающие в подразделениях вуза за развитие международного сотрудничества, САФУ.

Существует проблемы с признанием дипломов: в России — иностранных, за рубежом — российских. Правда, в последнее время «лед тронулся». Министерство образования РФ планирует опубликовать перечень почти 200 зарубежных университетов, дипломы которых будут автоматически признаваться в России. 

Не проработаны и аспекты финансирования программ обмена. «У САФУ есть средства, которые могут быть выделены на эти цели. На уровне Министерства образования мы инициировали вопрос о создании общероссийского фонда академической мобильности. Россия является единственной из приарктических стран, не имеющей такого фонда», — подчеркнула проректор по международному сотрудничеству САФУ Марина Калинина.

Не секрет, что количество представителей российских вузов, выезжающих для обучения за границу, неизмеримо больше, чем число иностранных студентов, обучающихся в нашей стране. Решение этой проблемы специалисты видят в развитии совместных образовательных программ. Для того чтобы большее количество преподавателей САФУ участвовало в разработке совместных курсов, организованы курсы по английскому языку и постоянно расширяется спектр зарубежных стажировок. 

Но для увеличения количества образовательных программ, разработанных совместно с иностранными партнерами, знания одного английского языка мало. «Необходима методическая помощь при разработке такого рода программ, — уверена Марина Калинина. — Пока же ее никто не предоставляет. Уникальность ситуации состоит в том, что получить такой опыт можно, самостоятельно пройдя путь по созданию совместной программы». Начальник отдела международных образовательных программ УМС Наталия Подражанская добавила, что немаловажным фактором также является введение стимулирующих надбавок для преподавателей за разработку и ведение совместных образовательных программ. 

В САФУ есть несколько совместных программ, к примеру, «устойчивый менеджмент», «инженерная защита окружающей среды» и т.д. Есть несколько программ, основная цель которых — обмен студентов. Эти программы несложно доработать с учетом опыта как САФУ, так и коллег из других вузов. В соответствии с программой развития университета, к концу 2011 года должно действовать шесть совместных образовательных программ. 

Директор Международного образовательного центра САФУ Татьяна Касимова подытожила итоги работы по привлечению иностранных студентов. По ее словам, несовершенство правовой базы, плохие бытовые условия, трудности с получением качественных медицинских услуг, неуверенность в безопасности — это те факторы, которые сдерживают экспорт российских образовательных услуг. И нужно решить хотя бы те проблемы, которые решаемы на уровне университета.

Руководитель управления международного сотрудничества Андрей Подоплекин рассказал, что Правительство РФ и Министерство образования планируют возобновить реализацию федеральной программы по образованию. По концепции, представленной на сайте министерства, почти половина ресурсов будет направлена на совершенствование нормативной и методической базы вузов с целью интернационализации высшего образования, создания университетских пунктов мобильности и т.д. Так что инфраструктурные и институциональные вопросы будет решать легче.

Сотрудники УМС и директора институтов решили продолжить серию семинаров по вопросам интернационализации образования.

Светлана Кузнецова

Возврат к списку