Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Скотт Форрест: САФУ — важный партнер Университета Арктики

Информационный менеджер Международного Секретариата Университета Арктики Скотт Форрест
14.10.2014
Скотт Форрест: САФУ — важный партнер Университета Арктики

В САФУ прошел семинар в рамках проекта «Глобальный доступ к высшему образованию на Севере». Международный проект успешно реализуют Университет Тромсё – Арктический Университет Норвегии, Университет Арктики и САФУ. Основной целью проекта является создание условий для успешного продвижения северных университетов как площадок для обучения и исследовательской работы. Одним из ключевых участников семинара стал информационный менеджер Международного Секретариата Университета Арктики Скотт Форрест.

Скотт родился и вырос в Канаде, но последние 17 лет живет в Рованиеми (Финляндия) и работает в Университете Лапландии. Именно там располагается Международный Секретариат Университета Арктики. Скотт Форрест рассказал о работе Университета Арктики и роли прошедшего в САФУ семинара.

— Мистер Форрест, расскажите о прошедшем семинаре?

— Северный (Арктический) федеральный университет — очень важный партнер для Университета Арктики, — говорит Скотт Форрест. — Мой визит в Архангельск связан с работой международного проекта «Глобальный доступ к высшему образованию на Севере». Проект реализуется совместно тремя сторонами — Университетом Тромсё, САФУ и Университетом Арктики.

Основная цель этого проекта — создать условия для студентов, чтобы они могли получить образование в университетах, расположенных на Севере. Более локальная цель — создание сайта, информирующего аудиторию о возможностях обучения в северных университетах, их курсах о программах студенческой мобильности.

7-8 октября на базе САФУ прошел международный семинар, предназначенный для российских членов Университета Арктики. Здесь собрались представители из 15 университетов разных регионов России. Они приехали, чтобы изучить опыт создания международных программ и продвижения этих программ на рынке.

В первой части семинара голландский эксперт Тайс Ван Вугт и участники семинара обсуждали такие темы, как рекрутинг иностранных студентов и интернационализация университетов. Во второй день участники делились опытом успешного сотрудничества с зарубежными партнерами. Были представлены пять лучших практик разработки и реализации совместных образовательных программ. Четыре из них реализуются на базе САФУ и являются результатом многолетней работы с университетами — партнерами из Финляндии, Норвегии и Швеции. Интересным было также выступление Эмми Неулс из Канады, которое участники семинара увидели в режиме online.

— К каким результатам вы пришли?

— Идея продвижения и продаж образовательных услуг — достаточно новая. Особенно для российских университетов. Но и в Европе, особенно в северной её части, такая идея еще недавно была в новинку. Главный результат семинара — привлечение внимания к этой теме. С другой стороны, одной из основных задач, стоящих сейчас перед российскими университетами, является продвижение образовательных услуг и набор иностранных студентов, что невозможно без наличия образовательных программ на английском языке.

Собственно, два основных вопроса, которые мы попытались рассмотреть в рамках семинара, — это создание такой англоязычной программы и ее продвижение на рынке.

— Какую роль здесь играет Университет Арктики?

— Нет никаких сомнений, что при решении обозначенных задач могут быть полезны возможности, которые предлагает Университет Арктики: корпоративный вебсайт (www.uarctic.org), наш каталог — http://education.uarctic.org, который мы продвигаем, да и само членство в Университете Арктики очень полезно для продвижения университетов. И это не только мое личное мнение, но и мнение всех участников семинара.

На семинаре мы говорили о тех успехах, которые уже были достигнуты благодаря многолетнему опыту сотрудничества, и о вызовах, с которыми сталкиваются университеты при разработке совместных программ. Особенно полезен и интересен был семинар для новых членов Университета Арктики, а именно для Псковского государственного университета, Тюменского государственного нефтегазового университета и Сибирского федерального университета. Все они были приняты в Университет Арктики в этом году, все три присутствовали на семинаре, и им было крайне важно услышать, чего добились их партнеры, которые уже давно являются членами сети.

На примере презентации, которую представила наша коллега Эмми Неулс из Канады, в которой идет речь о двустороннем сотрудничестве между университетом Саскачевана и Университетом Тромсё, можно говорить о том, что у совместных образовательных программ есть огромный потенциал развития, в том числе в российских университетах.

— Какие вопросы еще обсуждалось в рамках семинара?

— Продолжаются рабочие встречи, которые нацелены на координацию работы и совершенствование сотрудничества между двумя российскими офисами и международными секретариатом Университета Арктики. На территории России, если вы помните, есть всего два офиса Университета Арктики: Исследовательский офис в Архангельске и Информационный офис в Якутске. Первый офис базируется в САФУ, а второй в Северо-Восточном федеральном университете. Представители обоих офисов и международного секретариата встретились для разработки стратегии дальнейшего сотрудничества и определения приоритетных направлений совместной работы.

Члены Университета Арктики особенно подчеркивают безукоризненную организацию семинара в Северном (Арктическом) федеральном университете под руководством проректора по международному сотрудничеству Марины Рудольфовны Калининой и менеджера Исследовательского офиса Ольги Владимировны Клишевой.

— На какой стадии находятся образовательные программы, которые обсуждались на семинаре? Они еще только проектируются или уже внедрены в учебный процесс?

— Это уже действующие образовательные программы, некоторые из них успешно реализуются в течении нескольких лет. Каждая из программ дорабатывается с учетом приобретенного опыта. Программа семинара была составлена таким образом, что слушатели могли сравнить основные параметры всех пяти успешных практик. В результате мы увидели наиболее успешные моменты и точки роста каждой из них.

— В каком направлении сейчас развивается международное образовательное сотрудничество — в направлении международных обменов или, может быть, дистанционного обучения?

— Вне зависимости от вида сотрудничества, будь то дистанционная образовательная программа или студенческая мобильность, очень большую роль играет поддержка со стороны государства.

При наличии юридической базы, а именно подписанных договоров и соглашений о сотрудничестве между Россией и Евросоюзом (или отдельными его членами) возможности для совместных образовательных программ в университетах, несомненно, возрастают. Поэтому важным моментом, на мой взгляд, было участие в нашем семинаре Веры Игоревны Скоробогатовой, руководителя Главэкспертцентра. Эта организация занимается, среди прочего, аккредитованием иностранных программ на территории России и играет важную роль в развитии сотрудничества.

Что касается перспективных направлений совместной деятельности, то среди них было бы неправильно выделять какое-то «основное», «самое важное» направление. Все они важны и полезны, так что международное сотрудничество в области образования и науки может успешно развиваться только при комплексном использовании каждого из этих направлений.

Возврат к списку