Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

В Архангельске обсудили проблемы математического образования

В Архангельске обсудили проблемы математического образования
23.05.2011
В Архангельске обсудили проблемы математического образования

Проблемы и перспективы развития математического образования в российских вузах обсудили 21 мая за круглым столом представители 35 крупнейших университетов страны. Это стало завершением XXIX Пленума Учебно-методического совета (УМС) по математике и механике УМО по классическому университетскому образованию, который прошёл 19–22 мая в Архангельске.

Участники круглого стола обсудили проблемы, которые уже сегодня влияют на развитие математического образования. Одна из ключевых — повсеместное сокращение числа абитуриентов, поступающих на математические факультеты. Ведущие математики связывают это не только с демографическим спадом. Фундаментальные науки, в том числе и математика, не пользуются популярностью среди выпускников школ. Большинство абитуриентов выбирают более престижные и узкопрофильные специальности. Всё чаще в некоторых вузах звучат предложения закрыть направление «математика».

«Выпускники математических специальностей обладают уникальными фундаментальными знаниями. Благодаря этому они легко переучиваются и могут спокойно найти себя в этой жизни, — считает Владимир Чубариков, декан механико-математического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. — Спросите любого программиста, и он вам скажет, что из математика можно подготовить профессионального программиста всего за две недели».

В ходе дискуссии участники выдвигали достаточно неожиданные предложения. Например, отмену вступительных экзаменов в вуз. Несмотря на кажущуюся на первый взгляд абсурдность этой идеи, математики единогласно заявляют, что ЕГЭ не всегда отражает реальный уровень знаний школьников. Экзамены предлагается заменить собеседованием. В личной беседе преподавателя с абитуриентом будет видно его умение мыслить и логически размышлять, что очень важно для будущего математика.

«Экзамены — это огромные затраты для государства. Система собеседований вполне успешно показала себя во Франции», — рассказывает Александр Лосев, профессор Волгоградского государственного университета.

В ходе круглого стола были затронуты и другие проблемы, связанные с сокращением часов математики на непрофильных факультетах, необходимостью введения у математиков курса «параллельного программирования», а также несоответствия учебных программ новым образовательным стандартам. Все эти проблемы встречаются практически в каждом региональном вузе. Но не в С(А)ФУ.

«В Архангельске нет многих проблем, которые есть у наших коллег из других регионов. Приятно, что тот опыт развития международных образовательных и научных проектов, который у нас есть, является примером профессионализма для вузов России», — отметила Людмила Хаймина, декан математического факультета С(А)ФУ (ПГУ).

Дмитрий Нестеров

Фото Артема Келарева

Возврат к списку