Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Международный семинар «Совместные образовательные программы российских и зарубежных вузов»

Международный семинар «Совместные образовательные программы российских и зарубежных вузов»
16.05.2011
Международный семинар «Совместные образовательные программы российских и зарубежных вузов»

Начальник Управления международного сотрудничества Подоплекин А.О. и начальник отдела Международных образовательных программ УМС Подражанская Н.Т. приняли участие в международном семинаре «Совместные образовательные программы российских и зарубежных вузов», который состоялся в Национальном исследовательском Томском политехническом университете 10–11 мая 2011.

Среди участников семинара — ученые зарубежных и российских вузов. Организаторы семинара — Национальный исследовательский Томский политехнический университет и Ассоциация T.I.M.E. (первоклассные менеджеры для Европы, Ассоциация инженерных университетов Европы), представляющая собой сеть, в которую входят свыше пятидесяти инженерных школ, факультетов и технических университетов, и развивающая программы «двойных дипломов» и студенческую мобильность по всей Европе. В центре внимания семинара — отечественный и зарубежный опыт разработки и реализации совместных образовательных программ в условиях уровневой подготовки специалистов, в том числе магистерских программ «двойных дипломов».

На открытии первого заседания семинара ректор ТПУ Петр Чубик подчеркнул, что ожидает большой эффект от этого международного семинара. Эти ожидания связаны и с высокой компетенцией участников, и с тем, что нет ничего более общего между университетами, чем совместные образовательные программы. И наиболее привлекательными являются магистерские программы уровня двойного диплома, или, как говорят западные коллеги, «уровня двух степеней». Почему магистерские… Во-первых, в силу того, что эти программы заканчиваются защитой магистерских диссертаций, а это уже научно-исследовательская работа. Таким образом, вузы-партнеры вынуждены сотрудничать не только в образовательной, но и в научной сфере, что делает это сотрудничество более продуктивным. Кроме того, продолжительность магистерской программы всего два года, и это требует от ее участников четкой организации учебного и научного процессов, высокой дисциплины, динамичной работы. В-третьих, наличие общих студентов и ответственности за их судьбу обязывает вузы сотрудничать не на бумаге, а реально. Наконец, немаловажный моральный аспект — в магистерских программах участвуют лучшие студенты, с которыми приятно работать преподавателям.

С докладом о стратегии университета в области интернационализации образования, конкретных направлениях сотрудничества с зарубежными вузами выступил проректор по образовательной и международной деятельности ТПУ Александр Чучалин. В прошлом году в ТПУ работало девять магистерских программ «двойных дипломов», в 2011 году планируется запустить еще две программы совместно с казахскими университетами. Интернационализация, по словам Александра Чучалина, рассматривается в ТПУ как эффективное средство повышения научно-образовательной деятельности, достижения глобальной конкурентоспособности, развитие научных исследований и образовательных услуг в соответствии с мировыми тенденциями. Кроме того, важным является создание в университете культурной среды для развития международного сотрудничества. Именно она является основой прогресса в области интернационализации образования.

Подробный доклад о деятельности Ассоциации Т.I.М.Е. сделал ее генеральный директор Пол Краутер. Он подчеркнул, что самая главная проблема — бюрократизм и непризнание квалификации выпускника за рубежом его страны. Также существует академическая проблема — очень сложно ориентироваться человеку за рубежом, в другой системе образования. И третья проблема — финансовая, так как поездка в другую страну и проживание в ней требуют немалых средств.

Действительно, немало проблем, с которыми сталкиваются университеты-партнеры. Например, у нас бакалавриат — четыре года, в Европе — три. Слишком долгая и сложная процедура признания в России европейского диплома. Также согласно закону об образовании, продолжительность обучения в магистратуре в России должна быть два года и не меньше. Но в совместных программах студент половину обучения проводит в своем вузе, половину — в зарубежном. И эта техническая проблема пока трудно решается. Кроме того, у будущего специалиста, который обучается по программе «двойных дипломов» увеличивается время пребывания в вузе, то есть, он позже попадает на рынок труда. Но, попадая на этот рынок с двумя дипломами, он более востребован.

Семинар оказался очень полезным для его участников, активно вовлеченных в направление международного сотрудничества, связанное с созданием совместных образовательных программ.

Подражанская Н.Т.
Начальник отдела международных образовательных программ УМС

Возврат к списку