Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

В ЗФЭИ обсудили развитие производственного потенциала области для освоения Российской Арктики

В ЗФЭИ обсудили развитие производственного потенциала области для освоения Российской Арктики
19.06.2014
В ЗФЭИ обсудили развитие производственного потенциала области для освоения Российской Арктики

В Заочном финансово-экономическом институте САФУ по инициативе редакции журнала «Арктика и Север» состоялся круглый стол «Развитие производственного потенциала Архангельской области для освоения Российской Арктики», в котором приняли участие сотрудники университета, представители областного правительства, регионального отделения Союза машиностроителей России, регионального НТО судостроителей имени академика А.Н. Крылова.

Модератор круглого стола Юрий Лукин, главный редактор журнала «Арктика и Север», отметил, что проектная группа работает над предлагаемым кобсуждению проектом уже длительное время и считает его актуальным и перспективным для арктического региона. Директор ЗФЭИ Дмитрий Юрков, который также выступил в роли модератора дискуссии, отметил, что, федеральный вуз, проводя такое мероприятие, в очередной раз подтвердил статус не только главной образовательной и научной площадки области, но и местом для интеллектуальных поисков решений винтересах экономики региона.

Центральной темой круглого стола был проект «Специализированная распределенная верфь нового типа по производству платформ, подводных судов, морской техники для Арктики», в работе над которым участвовали специалисты ОАО «ПО «Севмаш» и филиала САФУ в г. Северодвинске. Докладчиками выступили сотрудники предприятия Андрей Ларионов, Роман Ларинцев и Андрей Русанов. Доклад содержал и другие аспекты, которые закреплены в самой формулировке сообщения — «Пространственное (территориальное) развитие Архангельской агломерации через развитие точек роста производственного потенциала: от специализированной распределительной верфи через кластер «Россия-Арктика — Шельф» к зоне развития «Большой Архангельск».

Региональные судостроительные предприятия имеют большой опыт и потенциал в сфере гражданского судостроения. Этот тезис подтверждается успешным строительством платформ «Приразломная» и «Арктическая». Накопленный потенциал следует своевременно использовать. В период до 2020 года Северодвинские верфи будут заниматься в основном выполнением государственного оборонного заказа, но после 2020 года необходимо будет перенаправить производственные мощности на выпуск гражданской продукции. Это поможет предотвратить отток квалифицированного персонала.

Координатор проекта, специалист «ПО «Севмаш» Андрей Ларионов, рассказал о возможностях развития региональной экономики после запуска в эксплуатацию специализированной распределенной верфи. По его словам, рабочая группа проекта посчитала такую верфь оптимальным вариантом для реализации накопленного в области потенциала. После ее создания планируется организация кластера «Россия-Арктика-Шельф», которому может быть отведено место центральной базы страны при освоении шельфа Арктического региона.

Развитие Российской Арктики трудно представить без Севморпути. Об этом важнейшем направлении рассказала заведующая кафедрой прикладной математики ИФМК САФУ Наталья Шилова (доклад «Предпосылки развития рынка морского арктического сервиса, перспективы использования Северного морского пути»).

Арктика является важнейшим стратегическим ресурсом России, а Севморпуть — перспективным рынком для доставки грузов и достойной альтернативой Суэцкому каналу. Анализ рынка гражданского судостроения в регионе говорит о том, что область может выйти на более высокие точки роста в этой сфере. Однако, по словам содокладчика, Марии Баловой, директора Гуманитарного института филиала САФУ в Северодвинске, анализ показывает, что северодвинскому кластеру не хватает взаимосвязей между различными подразделениями. Кроме того, необходимо развитие сервисных услуг.

В обсуждении приняла участие министр экономического развития и конкурентной политики Архангельской области Ирина Гладышева. Отвечая на вопросы участников круглого стола, она отметила необходимость создания специальной управленческой структуры — центра регионального кластерного развития со статусом юридического лица. Финансовая поддержка федерального бюджета возможна только при четкой проработке подобных вопросов.

Главный редактор журнала «Арктика и Север» Юрий Лукин в своем докладе представил анализ рынка гражданского судостроения и морской техники для шельфа Российской Арктики. Юрий Федорович подчеркнул, что в условиях конкуренции гражданское судостроение должно обязательно четко определить свою рыночную нишу.

По словам Николая Калистратова, проректора — директора филиала САФУ в г. Северодвинске таким нишевым продуктом для судостроительных предприятий региона могли бы стать верхние строения морских платформ.

Доцент кафедры судостроительного производства и сварки Института судостроения и морской арктической техники Вячеслав Попов вынес ряд предложений по использованию северодвинских судостроительных технологий при создании объектов морской техники арктического бассейна. Он в частности предложил сфокусироваться на подводных и подледных технологиях, которые позволяют не только добывать нефть и газ, но и могут использоваться в целях обороны.

На встрече были представлены и другие доклады, в частности, Андрей Чураков, директор Экспертно-аналитического центра САФУ, озвучил результаты экспертного исследования по оценке социально-экономического положения Архангельской области и перспективах развития, в котором приняли участие как сотрудники САФУ, так и другие эксперты.

Главной целью круглого стола было обсуждение проектных предложений и их дальнейшее продвижение. Модератор встречи Ольга Руссова (филиал САФУ в Северодвинске) отметила, что лейтмотивом обсуждаемого проекта стало выявление трех точек роста: верфи, агломерации и кластерного развития. И такой подход полностью оправдывает себя.

Все предложения участников будут проанализированы координатором проекта СРВНТ Андреем Ларионовым и переданы губернатору Архангельской области Игорю Орлову.

Возврат к списку