Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Преподаватели и сотрудники САФУ освоили управление вузом в новых экономических условиях

Преподаватели и сотрудники САФУ освоили управление вузом в новых экономических условиях
18.06.2014
Преподаватели и сотрудники САФУ освоили управление вузом в новых экономических условиях

В Северном (Арктическом) федеральном университете имени М. В. Ломоносова прошла игровая сессия с помощью компьютерного симулятора «Управление вузом в новых экономических условиях». Данная образовательная технология ориентирована на тренировку принятия управленческих решений различного уровня (стратегического, тактического, операционного). 60 сотрудников университета при консультировании разработчиков симулятора Петра Тутаева и Ивана Епифанова, экспертов Московской школы управления СКОЛКОВО Дениса Конанчука и Ольги Назайкинской примерили на себя роль менеджеров виртуальных вузов.

В основе имитационной системы лежит модель деятельности вуза, а также управленческих задач команды ректора, при этом симулятор разработан с учетом специфики и реалий российской системы образования. Математическая модель обеспечивает демонстрацию эффектов от принимаемых решений. Игровые команды соревновались, конкурируя за различные ресурсы: талантливых студентов, лучших преподавателей, финансы и пр.

Перед игроками стояли задачи: по разработке и реализации стратегии вуза, учитывающей современные тренды рынка образовательных услуг; организации деятельности по работе с абитуриентами и студентами; управлению научно-исследовательской деятельностью вуза и обеспечивающими инфраструктурами; формированию структуры и характеристик профессорско-преподавательского состава; хозяйственному и финансовому управлению; обеспечению международной конкурентоспособности вуза и присутствия в мировых рейтингах.

Участники игры, а это представители всех институтов и управлений САФУ, были разделены на две лиги по семь команд, каждая из которых в своей группе представляла одно высшее учебное заведение. Им предстояло выбрать стратегию развития университета и «прожить» пять лет в рыночном пространстве, принимая управленческие решения и грамотно распределяя ресурсы. По завершении каждого игрового периода команды узнавали об изменении своего места в рейтингах, динамике ключевых показателей.

По окончании игры команды выступили с обобщением результатов работы с симулятором. Участники объясняли мотивы выбора той или иной стратегии развития, процессы принятия управленческих решений и делились лучшими, анализировали допущенные ошибки и особенности организационной работы в команде.

По завершении докладов представители виртуальных вузов ответили на вопросы экспертов и аудитории. Прозвучал, например, такой: «Какие из своих идей вы хотели бы реализовать в САФУ прямо сейчас?». Варианты предложений: переориентировать работу и ресурсы от инфраструктурных объектов к человеческому капиталу, привлечь высококвалифицированных внешних специалистов и т. п.

В результате прохождения симулятора помимо освоения компетенций построения модели управления вузом (принятия стратегических решений, тактического планирования, управления учебным процессом и научно-исследовательскими разработками), участники тренировали управленческие качества: навыки работы в команде, способность быстро анализировать ситуацию и принимать решения в условиях дефицита ресурсов и времени, реагировать на непредсказуемые внешние ситуации.

Подводя итоги сессии, Денис Конанчук, руководитель Центра образовательных разработок МШУ СКОЛКОВО, отметил ряд особенностей работы сотрудников САФУ в ходе игры. Команды не боялись в ходе игровой сессии менять профиль своего вуза и искать новые варианты его деятельности (при условии негативных тенденций в развитии уже освоенных областей науки и/или образования). Большего результата добивались те команды, которые первыми принимали знаковые решения. Эксперт отметил некоторую осторожность команд в принятии решений: по итогам большинство виртуальных вузов сохранили свой региональный статус, не решив амбициозной задачи — стать международным, лидирующим. Последовал вывод, что иногда следует принимать более рискованные шаги. И заключительная особенность — команды показали слаженную коллективную работу, но в то же время не коммуницировали между собой, хотя правилами это было не запрещено.

Комментируя выводы Дениса Конанчука, Елена Кудряшова, ректор САФУ, отметила, что кооперация дает больший эффект чем конкуренция и в подтверждение слов напомнила о проектах сотрудничества федеральных университетов в рамках сетевых программ.

Фотоотчет

Возврат к списку