Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Как создавать инновации или Что такое дизайн мышление?

Как создавать инновации или Что такое дизайн мышление?
18.06.2014
Как создавать инновации или Что такое дизайн мышление?

В САФУ проходит трехдневный международный семинар, посвященный методологии создания инноваций — Design Thinking. На данный момент эта методология является одним из самых эффективных механизмов по созданию инноваций в бизнесе, управлении, на производстве.

Семинар собрал креативных студентов из САФУ, СГМУ, кроме того, участниками мероприятия стали 11 студентов из Норвегии. Все участники работают над дизайн-идеей в составе малых междисциплинарных и мультикультурных проектных групп.

Мероприятие проводится в рамках большого проекта, разработанного совместно Лабораторией дизайн-мыслителей университета Тромсё (Норвегия) и Центром трансфера технологий и кластерного развития САФУ. Проект был разработан с целью повышения инновационного потенциала и конкурентоспособности обоих университетов с помощью технологии дизайн-мышления.

В ходе реализации проекта студенты, аспиранты и преподаватели получат возможность познакомиться с методологией создания инноваций и освоить ее в ходе работы над реальной проблемой. Семинар в САФУ лишь часть программы, в конце сентября должен состояться еще один трехдневный семинар в городе Тромсё. По итогам работы будет представлена проектная идея — концепция политехнического музея САФУ.

«Дизайн мышление — очень перспективное направление в современном мире. Оно направлено на решение комплексных задач по созданию такого продукта, который действительно нужен потребителю. И такой продукт должен быть не просто технологичным, не просто должен функционировать, но еще и должен быть удобным для пользователя. Например, на семинаре будут разрабатывать концепцию политехнического музея, это должен быть не „стандартный“ музей, где все экспонаты лежат под стеклом. В „креативном“ музее должна быть возможность детального ознакомления: где-то поэкспериментировать, всё должно быть очень наглядно. Примером здесь может служить „Гранд-макет Россия“, расположенный в Санкт-Петербурге», — пояснил инженер центра трансфера технологий САФУ Юрий Дьяков.

Подробно тему раскрыл на первой же лекции специалист из лаборатории дизайн-мышления при университете Тромсё Федерико Лозано. Он взял в качестве примера такой продукт, как медицинские аппараты для магнитно-резонансной томографии (МРТ). Во время проведения томографии человеку нужно очень долгое время лежать в тесном пространстве без движения; при этом даже взрослые люди иногда начинают испытывать клаустрофобию, как же заставить лежать без движения маленьких детей четырех-пяти лет? И здесь на помощь пришла технология дизайн-мышления: были предложены специальные стикеры, которые наклеиваются на аппарат МРТ и превращают его, например, в некое подобие пиратского корабля. Оказалось, что детям гораздо легче проходить томографию, если они при этом участвуют в игре. В результате после изобретения сказочных наклеек для аппаратов МРТ повысились продажи самих аппаратов.

Специалист, который ищет действительно свежую идею, должен уметь смотреть и воспринимать мир, улавливая незначительные на первый взгляд детали, заявил Федерико Лозано. Он раздал всем группам фотографии интерьера некой квартиры, после чего попросил рассказать о предполагаемом жильце или жильцах. Мнения разделились, но в итоге почти все участники указали, что в квартире живет молодая пара, которая любит читать и готовить. Одна из групп, воспользовавшись отдельными «уликами», угадала, что пара познакомилась в Барселоне; другая группа с помощью участников из Норвегии верно назвала место проживания (город Осло).

Мы задали креативному специалисту Федерико Лозано нескольку вопросов.

— Федерико, скажите, давно ли вы занимаетесь технологиями дизайн-мышления?

— Два с половиной года. Я учился в Стэнфордском университете в Калифорнии, а это одно из самых продвинутых американских учебных заведений, где фактически и зародилось дизайн-мышление. Потом я работал в компании в Индии, которая разрабатывала технологии солнечной энергетики, чтобы обеспечивать этим беднейшие слои населения.

— Сложнее ли работать с дизайн-мышлением в странах, где такие технологии еще не развиты, в России, например?

— Нет, самое прекрасное в дизайн-мышлении — оно очень интернационально и объединяет креативных людей разных стран. Оно направлено на человека, а люди-то везде одинаковые. Дизайн-мышление концентрируется на эмоциях, а не на технологиях вроде машин или роботов.

— К каким результатам вы должны прийти по окончании трехдневного семинара?

— У нас есть вполне конкретное задание — разработать идею политехнического музея университета. Мы сфокусируемся на этом задании, рассмотрим любые идеи и, возможно, придем к совершенно неожиданным результатам. Что будет находиться внутри музея, как он будет выглядеть, какие технологии задействует — над всем этом мы будем работать. Но я ранее не работал с музеями, поэтому даже не могу себе представить, что у нас в итоге получится. Последнее слово в любом случае за слушателями семинара, которые являются экспертами. Что важно в дизайн-мышлении: оно не терпит некомпетентных людей, нужно быть экспертом в той области, где ты ищешь оригинальную идею. В данном случае — нужно разбираться в музеях.

— Скажите, а в каких областях задействовано дизайн-мышление?

— Интересный вопрос! На самом деле дизайн-мышление используется в очень большом спектре занятий — и в бизнесе, и в управлении, и еще много где. Оно необходимо везде, где нужны новинки, креативные идеи. Разве можно перечислить все? Даже криминология использует механизмы дизайн-мышления, особенно все, что касается наблюдения. Не случайно я провел этот опыт с раздачей людям фотографий квартиры. В Тромсё мы проводим этот же «квартирный эксперимент» в настоящей квартире, где участники действуют, как настоящие криминалисты. Только им нужно не убийцу найти, а определить увлечения и стремления жильцов. Если ты создаешь для человека инновацию, то поневоле приходится смотреть на мир под необычными углами, в том числе и глазами самого человека.

— А где еще используется дизайн-мышление?

— Возьмем киностудию Pixar — она стала так популярна во многом благодаря потрясающе креативному подходу к каждому мультфильму. На занятиях я привожу в качестве примера мультфильм «Вверх». В нем среди персонажей есть говорящие собаки, и там есть очень смешная шутка, когда одна из собак вдруг прерывает начатый разговор, быстро поворачивается, смотрит куда-то в сторону и говорит: «Белка!». И после короткого молчания продолжает разговор, как ни в чем не бывало.

Именно эта шутка сделала мультфильм очень популярным. Режиссер Боб Питерсон очень любил собак, и чтобы придумать креативные шутки про них, он много наблюдал за собаками, повесил на свою собаку маленькую переносную камеру (чтобы увидеть мир ее глазами). Шутка ли — он даже придумал вести себя как собака: бегал на четвереньках, гавкал и спал в собачьей будке три дня! И в результате он заметил многие вещи, на которые не обращал внимания прежде. Например, как две его собаки во время прогулки в лесу время от времени синхронно поворачиваются и смотрят куда-то. Оказывается, они замечали белок. Это и стало основой для оригинальных шуток. Блестящий пример использования дизайн-мышления! В этом и заключается наша работа: посмотреть на мир под другим углом, чтобы придумать что-то новое.

Фотоотчет

Возврат к списку