Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Татьяна Черниговская: Мозг говорит с нами человеческим языком

Татьяна Черниговская: Мозг говорит с нами человеческим языком
05.06.2014
Татьяна Черниговская: Мозг говорит с нами человеческим языком

В Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова прошла открытая лекции Татьяны Владимировны Черниговской, профессора Санкт-Петербургского государственного университета. Лекция была посвящена теме «Язык и мозг».

Татьяна Черниговская заведует лабораторией когнитивных исследований петербургского вуза. Сферы ее научных интересов весьма разнообразны — психо- и нейролингвистика, когнитивная психология, нейронауки, происхождение языка, теория эволюции, искусственный интеллект, развитие и патология языка, аналитическая философия. Татьяна Владимировна является автором более 300 научных трудов в ведущих отечественных и зарубежных изданиях.

Профессор Черниговская посетила САФУ в рамках сотрудничества с Факультетом свободных искусств и наук СПбГУ, деканом которого является председатель Попечительского совета САФУ Алексей Кудрин.

Современная наука рассматривает язык, являющийся, по словам Татьяны Владимировны, биологической подписью нашего вида, с двух разных точек зрения. Сторонники первой считают, что язык человека играет ту же роль, что и у других видов, только делает это лучше. Приверженцы второй точки зрения уверены в том, что это совершенно другая система коммуникаций.

К примеру, Ноам Хомский, известный американский лингвист, философ и публицист, профессор лингвистики Массачусетского технологического института, считает, что виной всему мутация, приведшая к принципиально другому устройству человеческого языка. Человеческий язык, по мнению ученого, не выполняет функцию коммуникационного инструмента, а является инструментом сложного думания.

Человеческий язык устроен принципиально иначе, чем коммуникационные системы других биологических видов. Языковая компетенция является врожденным свойством мозга, обеспечивающим речевую деятельность. Главной же чертой языка человека является продуктивность — возможность создания и понимания новых слов. У других видов есть определенный набор сигналов, которые они могут принимать и подавать; человек может творить новые знаки и сигналы.

Язык, являющийся видоспецифической особенностью человека, играет роль интерфейса между внешним миром и мозгом. По словам Татьяны Черниговской, мозг говорит с нами человеческим языком, помогая отфильтровывать и переводить из ежесекундно получаемого нашим мозгом и телом потока информации самое необходимое.

Мозг человека, который можно смело назвать невероятным, отличается от аналогичного органа других видов своим размером и корой, толщина которой составляет всего 3-5 миллиметров. Мозг, являющийся сложнейшей нейронной сетью, способен вместить в себя 1000 терабайт информации, что можно сравнить с 300 годами непрерывного просмотра телепередач. Мозг человека способен физически изменяться из-за процессов обучения. Если сказать другими словами, нагрузка для мозга — то, что заставляет его работать — делает его сложнее.

Татьяна Владимировна упомянула в своей лекции и вопрос, в свое время вызвавший море дискуссий: «Человеком рождаются или становятся?» После рассказа про «детей-маугли» и прочие примеры взросления в нестандартной (с точки зрения современной цивилизации) среде, лектор рассказала аудитории о так называемой языковой и социальной «инъекции».

Ребенок, для успешного развития языка, должен обязательно до достижения возраста трех лет слышать человеческую речь и контактировать с другими представителями вида. В противном случае о полноценном овладении языком, синтаксисом можно забыть.

В ходе лекции был затронут и вопрос генетики. Генов, которые отвечают за развитие языка, не существует, несмотря на активные научные поиски. Даже приняв во внимание обнаружение участков генома, нарушения в которых могут способствовать деформации речевой функции, ни один из таких генов не является критическим фактором.

По окончании лекции у аудитории была возможность задать свои вопросы профессору СПбГУ. Вопросов оказалось больше, чем времени на ответы в рабочем графике Татьяны Владимировны. Все присутствующие проводили профессора Черниговскую громкими и продолжительными аплодисментами.

Возврат к списку