Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Николай Цхадая: Нужно пропагандировать труд рабочих

Николай Цхадая: Нужно пропагандировать труд рабочих
22.05.2014
Николай Цхадая: Нужно пропагандировать труд рабочих

Состоявший в САФУ круглый стол «Модернизация системы непрерывной подготовки квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего звена в Российской Федерации» привлек множество именитых экспертов, профессионалов сферы образования, людей, которые не понаслышке знакомы с проблемами СПО. Мы задали несколько вопросов Николаю Денисовичу Цхадая, ректору Ухтинского государственного технического университета (Республика Коми), участнику дискуссионной площадки форума, посвященной вопросам реализации программ среднего образования в современных условиях.

— Николай Денисович, какие из озвученных на дискуссионной площадке предложений показались Вам наиболее интересными, значимыми и перспективными?

— Я не хотел бы как-то выделять одно предложение на фоне других. Они все очень значимые, поскольку проблема, безусловно, актуальная. Посмотрите сами: престиж рабочей специальности сошел на нет. Если мы не определим приоритеты, то у нас под вопросом будет вообще развитие экономики. А ведь, например, в Архангельске, промышленность — основной потенциал. Такие гиганты заводы!

Поэтому все предложения, которые были сформулированы на секции, абсолютно актуальны.

— Как вы считаете, в современной России есть перспектива дать «второе дыхание» рабочим специальностям, чтобы они стали престижными, как в советское время?

— Это во многом зависит от СМИ! Если мы не будем по телевидению смотреть то, что сейчас смотрим, если начнем прославлять труд рабочих, тогда и повысим авторитет этих специальностей. Ведь сегодня мы говорим о духовности и нравственности и при этом подрываем авторитет рабочих. Труд рабочего нужно пропагандировать! Раньше труд был романтичен, и к нему тянулись многие. А сейчас престижно быть кем? Управленцем, менеджером — человек только родился, а уже хочет кем-то управлять. При этом слой рабочих людей мы забываем.

Конечно, сделать рабочие профессии престижными — это путь сложный. Но он не безысходный.

— Какие механизмы можно было бы задействовать, чтобы поднять авторитет этих профессий?

— Здесь, безусловно, необходима заинтересованность промышленности, предприятий. Когда действовала классическая система образования (специалитет), мы имели некую конфигурацию, которая позволяла проводить практику в студенческой среде. Практика определяла будущее, мы прививали практические навыки.

Сегодня, перейдя на многоуровневую систему подготовки (бакалавриат, магистратура и прочее), мы еще не адаптировались к этой системе. Мы уже занимаемся этой проблемой в консорциуме вузов минерально-сырьевого комплекса, хотим вернуть специалитет в наши учебные планы.

Мы в Архангельск приехали в том числе учиться на вашем примере. Я видел многие колледжи и техникумы, где очень серьезный современный подход к технологиям. В частности в Екатеринбурге, в Москве. Примеров очень много. И САФУ мы тоже приводим в качестве примера, хотя лично я, к великому сожалению, успел оценить только Институт нефти и газа.

— Цели сегодняшнего круглого стола были достигнуты?

— Мы высказываем предложения. И, безусловно, еще дополним наработки.

— А как разработанные предложения могут быть реализованы? Какие механизмы для этого могут быть задействованы?

— Таких механизмов очень много! Например, вопрос с армией. Вы знаете, что Министр обороны Шойгу вынес предложение совмещать учебу и армию в высших учебных заведениях. Аналогичное решение проблемы можно найти и для СПО. Почему не посмотреть примеры альтернативной службы? Механизмов очень много.

— В числе вопросов, которые поднимались на круглом столе, затрагивался дефицит преподавательского состава. Как можно решить эту проблему?

— Здесь все решает материальная заинтересованность. Мы должны приравнять ставку преподавателей к средней заработной плате региона. Если мы ставку приравняем, то повысится престиж профессии.

Фото с сайта УГТУ.

Возврат к списку