Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

В САФУ начался международный семинар по разработке онлайн-курса «Природные катастрофы»

В САФУ начался международный семинар по разработке онлайн-курса «Природные катастрофы»
17.03.2014
В САФУ начался международный семинар по разработке онлайн-курса «Природные катастрофы»

В понедельник в университете открылся международный семинар, направленный на разработку онлайн-курса «Природные катастрофы». Для участия в обсуждении актуальных вопросов в САФУ приехали ведущие специалисты и молодые ученые из университетов России, Канады, США, Финляндии и Германии. Семинар проводится в рамках деятельности Университета Арктики и при поддержке Университета Аляски Фейрбэнкс (США).

Со стороны САФУ участников семинара поприветствовала начальник управления по развитию международного сотрудничества Любовь Зарубина.

«Идею провести такой семинар предложил Университет Аляски Фейрбэнкс, а именно профессор Джон Эчелбергер, декан факультета постдипломного образования Университета Аляски Фейрбэнкс. Онлайн-курс „Природные катастрофы“ станет весомым вкладом не только в двустороннее сотрудничество между САФУ и Университетом Аляски Фейрбэнкс, но и в развитие образования на Севере в целом. Еще одной важной отличительной чертой этого проекта является вовлечение молодых ученых в разработку курса. Это самые важные инвестиции, так как без видения молодого поколения невозможно планировать будущее Арктики и добиться успешных результатов», - говорилось в обращении проректора САФУ по международному сотрудничеству М.Р. Калининой

Лидер проекта и модератор форума Джон Эчелбергер на открытии мероприятия охарактеризовал САФУ как «красивый университет и очень активный в международной работе». Ученый рассказал о концепции проекта. Он отметил высокую сложность миссии создания онлайн-курса «Природные катастрофы». По словам руководителя проекта, необходимо привлекать специалистов из разных стран и разных областей науки, поскольку при подготовке подобного курса требуется энциклопедические знания.

«Все мы специалисты в той или другой области, связанной с проблемой стихийных бедствий. Но, думаю, комплексных специалистов по любым природным явлениям в этом зале нет. Всем нам предстоит узнать что-то новое, обменяться знанием», — заметил Джон Эчелбергер.

Профессор обозначил примерные направления работы, которые включают разработку образовательной программы. Также необходимо развивать долгосрочное межнациональное междисциплинарное сотрудничество в сфере предотвращения и ликвидации последствий стихийных бедствий. Проблема природных катастроф становится все более актуальной. ООН многие годы пытается объединить страны для поиска всестороннего общего решения.

Директор Института естественных наук и биомедицины Людмила Морозова заметила, что слово «катастрофа» в последние годы все чаще употребляется в бытовом, а не первоначальном смысле. Однако многим регионам приходится сталкиваться с реальными природными катастрофами. Если техногенных катастроф можно избежать (при условии правильного строительства и грамотной эксплуатации техники), то природных катастроф в принципе трудно миновать. Важно научиться правильно реагировать в подобных ситуациях, чтобы минимизировать последствия, отметила Людмила Морозова.

Профессор Института теории прогноза землетрясений и математической геофизики РАН Алик Исмаил-Заде (Москва) рассказал о перспективах снижения риска возникновения катастроф. Он заметил, что нельзя возлагать всю вину за последствия стихийных бедствий исключительно на природу. Не землетрясения убивают, подчеркнул профессор, а в первую очередь здания, которые построены без соблюдения специальных норм. Причиной человеческих жертв зачастую являются коррупция, безответственность и невежество. С этими явлениями нужно бороться. Если правильно подготовиться к стихийному бедствию, оно не превратится в катастрофу.

Чтобы проиллюстрировать острую необходимость междисциплинарного подхода для разработки онлайн-курса, Алик Исмаил-Заде рассказал притчу о слоне и слепцах:

«Шесть слепцов решили познать, что такое слон. Один потрогал слоновий бок и решил, что слон — это стена. Другой потрогал хобот и заявил, что слон — это змея. Третий ухватился за бивень и пришел к выводу, что слон — это стрела. Четвертый пощупал слоновий хвост и сказал, что слон — простая веревка».

Каждый персонаж притчи игнорировал слова других, поэтому никто не смог составить правильного представления об этом животном. Точно так же ни одна из научных дисциплин — сейсмология, вулканология, инженерия, социология и т.д. — не может полноценно рассказать о природных катастрофах. Здесь требуется именно междисциплинарная научная работа, резюмировал профессор.

Доклад директора Института комплексной безопасности Михаила Бусина был посвящен системе обеспечения готовности и реагирования в ЧС в Архангельской области. Доклад, проиллюстрированный примерами из опыта работы спасательных служб региона, вызвал большой интерес зарубежных партнеров.

Семинар продолжит работу до конца недели. Участникам предстоит разработать наполнение тематических модулей программы по следующим блокам: «вулканы», «цунами», «землетрясения», «лесные пожары», «наводнения» и «реагирования в ЧС».

Возврат к списку