Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Валерий Алексеев: Русская литература и православие неразрывны

Профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, президент международного общественного Фонда единства православных народов, автор идеи литературной серии «Русские писатели-классики и православие» Валерий Алексеев
21.02.2014
Валерий Алексеев: Русская литература и православие неразрывны

Презентация книги «М. В. Ломоносов и православие» состоялась в Архангельске и на родине выдающегося ученого — в селе Ломоносово. Об истории создания уникального тома, своем взгляде на взаимоотношения власти и церкви рассказывает профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, президент международного общественного Фонда единства православных народов, автор идеи литературной серии «Русские писатели-классики и православие» Валерий Алексеев.

— Валерий Аркадьевич, с чего начинался этот масштабный литературный проект?

— У меня появилась идея создать цикл книг о взаимоотношениях русских писателей и православия. Устремление поддержал Патриарх Алексий II, дав свое благословение. В 2003 году вышел в свет первый том о Федоре Михайловиче Достоевском. За 12 лет в серию вошли книги о творчестве Гоголя, Тютчева, Ахматовой, Рубцова, Лермонтова, Есенина, Шолохова, Шукшина и многих других. Эти книги рассчитаны на самый широкий круг читателей, на тех, кому небезразлична русская культура.

— Как в этом списке оказался Михаил Васильевич Ломоносов?

— Здесь нет большой загадки. Все элементарно: Ломоносов — родоначальник русского литературного языка. Вся серия посвящена нашим классикам, и было невозможно пройти мимо того, кто дал начало нашей поэзии и литературы. Учитывая, что все наше литературное наследие взаимозависимо — без Пушкина не было бы Гоголя, без Гоголя не было бы Достоевского — легко заметить преемственность. Учитывая, что все наши герои упоминают Ломоносова, получилось, что завершая Михаилом Васильевичем серию, мы вернулись к началу, к истокам.

— Как долго готовилась книга?

— Каждый том готовится примерно год. Он выходит в печать и становится литературным, церковным событием. Кто, например, мог себе представить Есенина в подобной интерпретации? А книга, тем не менее, вышла и нашла своего читателя. Учитывая, что уже прошло четыре года с момента выпуска этого тома, мы уже можем говорить о результатах. Все музеи Есенина, а их достаточно много в стране, просят у нас эту книгу для своих посетителей.

— Кто участвовал в создании тома о Ломоносове?

— Книгу готовил авторский коллектив специалистов МГУ и САФУ. Хочу поблагодарить всех тех, кто бескорыстно оказал огромную помощь проекту.

Этот сборник статей завершает серию. 12 томов — достаточное количество для достижения главной цели — демонстрации неразрывности русской литературы и православия.

— Новую книгу вы презентовали не только в Архангельске, но и в селе Ломоносово. Каковы ваши впечатлении?

— Впечатления самые позитивные. Как можно проводить презентацию книги о Ломоносове, не посетив его родные пенаты, не прикоснувшись к почве, которая дала жизнь нашему гению? У нас было две цели: с одной стороны, познакомить церковную, научную, культурную общественность с тем уникальным произведением, которого не было никогда. С такой точки зрения на Ломоносова не смотрели раньше. С другой стороны — мне и самому, как человеку науки, было полезно посетить родину Михаила Васильевича, так сказать, подпитаться энергетикой этих мест. Поэтому, я уверен, эта поездка оказалась обоюдно полезной.

— Вы автор многочисленных работ о взаимоотношениях государства и церкви. Как, на ваш взгляд, должны строиться эти взаимоотношения?

— Я сторонник развития самых продуктивных церковно-государственных отношений. Ведь и у государства, и у церкви есть много целей, которые, по сути, совпадают. Я не нахожу причин для противостояния. Задачи, стоящие перед страной и православием, должны решаться синергетически, соединением воли и всех имеющихся ресурсов. Это сохранение высокого духовного потенциала, развитие богатого культурно человека.

Христианство и православие нацелено на спасение бессмертной души. Но в земной жизни человек должен соответствовать тем высоким нормам и стандартам, которые заложены в церковном учении. И, собственно говоря, это стандарты, которые способствуют человеку в его духовном и культурном становлении. И государство заинтересовано, чтоб таких граждан было как можно больше.

Возврат к списку