Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Сай Ваюрюнен: Без инклюзивного образования общество не научить толерантному отношению к потребностям других

Сай Ваюрюнен: Без инклюзивного образования общество не научить толерантному отношению к потребностям других
04.02.2014
Сай Ваюрюнен: Без инклюзивного образования общество не научить толерантному отношению к потребностям других

Сай Ваюрюнен — научный руководитель проекта Коларктик «Школа для всех — Развитие инклюзивного образования». В рамках научно-практического семинара «Школа для всех: опыт и возможности» она посетила Северный (Арктический) университет имени М. В. Ломоносова. Мы задали ей несколько вопросов о развитии инклюзивного образования в России и за рубежом.

— Во время лекции вы говорили о различиях между Россией и Финляндией в понимании инклюзивного образования. Что вы подразумеваете под этими различиями?

 Я имела в виду отличия в контексте, в системах образования. И сами подходы к пониманию проблемы очень отличаются. Могу привести пример: в Финляндии существует один учебный план для всех, и сами учителя его адаптируют под возможности для отдельных учеников. В России же существуют разные учебные планы для разных категорий учащихся.

Согласно нашему пониманию инклюзии, ответственность в большей степени лежит на учителе. Ведь именно учителя могут правильно подбирать методы обучения прямо в процессе образования. Важно увидеть, как изменения в системе и, например, стандартах образования должны развиваться. На потребности учащихся можно и необходимо реагировать.

— Вероятно, инклюзивное образование хорошо развито в Финляндии?

— И да, и нет. Здесь все сильно варьируется — в одних школах развито инклюзивное образование, а в других все не так хорошо. В отдаленных населенных пунктах провинции Лапландия все дети ходят в одну школу, и учителя блестяще работают с детьми с особыми образовательными потребностями. В крупных городах такие дети зачастую учатся в специальных классах. То есть в разных муниципалитетах дети со схожими особыми образовательными потребностями могут обучаться в разных условиях.

Впрочем, могут быть различия даже в пределах одной школы. Например, один учитель будет противиться тому, чтобы в его классе учились дети с особыми образовательными потребностями, будет настаивать на том, чтобы такие ребята обучались отдельно, в специальных классах. А другой учитель прекрасно справляется как с нормально развивающимися детьми, так и с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Корень проблемы — в позиции человека. Если ученик испытывает сложности при обучении, то одни учителя будут видеть проблему в самом ученике и постараются «подогнать», подстроить его под свои методы. Другие учителя догадаются, что проблема как раз в них самих и их методах. А значит, «подгонять» нужно учителя, а не ученика.

— Хотите сказать, что все упирается именно в позицию людей?

— Есть такая пословица — «Было бы желание, а возможность найдется». Если вы действительно хотите добиться чего-то, то всегда найдете пути для получения желаемого. Это касается и инклюзивного образования. Если вы хотите обучать всех детей вместе, то сможете это осуществить.

Хотя это еще и вопрос личной ответственности учителей. Ведь инклюзия требует от них определенных усилий: нужно искать специальные обучающие программы, реализовывать их, правильно реагировать на любую критику, совершенствовать свои методы, менять что-то в соответствии с потребностями учеников.

— А разве не проще подстроиться под нужды детей с особыми потребностями, если обучать их в специальных классах?

— Отдельные классы для таких детей? Ведь мир у всех один, или нужны разные миры для разных людей? Идея инклюзивного образования как раз в том, что после школы человек с ограниченными возможностями все равно будет жить в одной среде со всеми, и незачем отделять его в процессе обучения. Без инклюзивного образования общество никак не научить толерантному отношению к потребностям других, а люди с ограниченными возможностями не смогут социализироваться. Я думаю, что это дискриминация. И это очень плохо.

— А как эффективнее всего можно изменить позицию людей в сторону инклюзивного образования?

— Важнее всего не ждать, что все изменится само по себе. Нужно начать работу, а позиция поменяется уже в процессе.

Многим людям может казаться, что инклюзивное образование — это странная и неудобная система, что им это не понравится. Но потом они начинают этим заниматься, получают новый опыт — и мировоззрение меняется. Так что нельзя сидеть и ждать, когда же люди выберут правильную точку зрения, надо работать, что называется, здесь и сейчас.

Возврат к списку