Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Ждать ли России новых ломоносовых?

Ждать ли России новых ломоносовых?
05.04.2011
Ждать ли России новых ломоносовых?

На заключительный этап 47-й Всероссийской олимпиады по химии в Архангельск со всей страны съехались не только талантливые юные химики, но и их учителя, которые подготовили не один десяток школьников для участия в олимпиадах как всероссийского, так и мирового уровня. На встрече наставники юных дарований обсудили возможные последствия грядущей реформы образования и поделились своими опасениями с членами высокого жюри олимпиады.

Основа основ в подготовке талантливых химиков — школьное образование. Сейчас в старших классах большинства школ химия преподается один раз в неделю. Как отмечает декан химического факультета МГУ Валерий Лунин, в некоторых школах ее нет вообще. Отсюда удручающая статистика: 80 процентов выпускников школ в качестве выпускного экзамена ЕГЭ выбирают обществознание, 20 процентов — историю, и лишь 12-15 процентов — химию и физику. Обсуждение нового федерального государственного образовательного стандарта повергает специалистов в области естественных наук в шок. Нововведение предполагает, что в старших классах строго обязательными останутся лишь четыре предмета: ОБЖ, физкультура, «Россия в мире» и индивидуальный проект. Остальные дисциплины ученик может выбрать сам.

«Если человек может выбрать один предмет — только химию, физику, математику или биологию — это безобразие. Мир един, эти дисциплины смежные и неотделимы друг от друга. Если ученик интересуется химией, он должен знать биологию, физику, а разделять русский язык и литературу — это просто невежественно», — возмущается Валерий Лунин.

Только направленное обучение и воспитание интереса к знаниям может гарантировать результат в процессе подготовки будущих специалистов.

Преподаватели университетов отмечают, что общий уровень подготовки абитуриентов, поступающих в технические вузы, стал гораздо ниже, чем 10-15 лет назад. Татьяна Стручкова, преподаватель Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова считает, что с введением ЕГЭ работать стало гораздо сложнее: «У ребят нет необходимой базы знаний, нам приходится за первый семестр проходить то, что дети должны были несколько лет изучать еще в школе».

Опасения педагогов вызывает и двухуровневая система обучения, к которой с 1 сентября должны перейти все вузы страны. Бакалавриат предполагает подготовку специалистов в течение 4 лет. Далее студент по желанию может пойти в магистратуру, в которой будет заниматься углубленным изучением определенной области знаний.

Но за четыре года практически невозможно подготовить квалифицированного химика — убеждены некоторые специалисты. Именно по этой причине более 80 деканов химических факультетов выступили за сохранение пятилетнего обучения по специальности «фундаментальная и прикладная химия». Пока нормативные документы ещё не готовы, но уже можно сказать, что этот специалитет скорее всего будет сохранён.

«Не все университеты могут готовить магистров, должно быть современное оборудование, современное методическое обеспечение и, прежде всего, кадровый потенциал. Нам важно обеспечить нашу экономику квалифицированными специалистами, чтобы страна могла развиваться», — уверен академик Лунин.

С Валерием Луниным согласен и проректор С(А)ФУ по научной работе, доктор химических наук, профессор Константин Боголицын. С 1-го сентября вуз включается в Болонский процесс. Именно поэтому университет уделяет такое внимание техническому оснащению: за девять месяцев работы федерального университета на новейшее оборудование было потрачено около 752 миллионов рублей. С(А)ФУ активно налаживает связь с бизнесом, создает собственные уникальные образовательные программы, опираясь на мнения работодателей и запросы рынка труда.

«Уровень подготовки наших бакалавров позволит им быть востребованными на крупнейших предприятиях и заводах, но для серьезной научной деятельности, конечно, необходимо более глубокое изучение предмета в магистратуре», — считает профессор Константин Боголицын.

По словам первого проректора С(А)ФУ Леонида Шестакова, включение в Болонский процесс ломает привычные представления о подготовке. «Двухуровневое обучение позволяет быстрее адаптироваться к быстро меняющейся ситуации и в промышленности, и в науке. Бакалавриат по своей природе должен научить человека учиться. Образование должно быть не одно на всю жизнь — а через всю жизнь», — считает Леонид Шестаков.

Все участники дискуссии согласились в одном: при переходе на новую систему образования необходимо сохранить лучшие традиции добротного советского образования.

Возврат к списку