Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Один день Кати Морозовой, первокурсницы САФУ

Один день Кати Морозовой, первокурсницы САФУ
05.10.2017
Один день Кати Морозовой, первокурсницы САФУ

Восемь утра, незнакомый корпус Северного (Арктического) федерального университета, сижу на скамейке в коридоре. Вокруг собираются незнакомые люди, переговариваются вполголоса, а я пытаюсь высмотреть в этой толпе знакомое лицо. Эта ситуация привычна каждому первокурснику в первые месяцы учебы. Но я уже далеко не студент. Я жду героиню моего репортажа, с которой мы проведем один день из жизни первокурсника САФУ.

Прошел первый месяц учебы. Как первокурсники чувствуют себя? Чем живут? Как решают возникающие трудности в совершенно непривычных условиях? Мы проведем вместе учебный день и посмотрим на университет глазами первокурсника.

Появляется Катя с улыбкой на лице. Она вообще много и очень красиво улыбается. С этого начинается наше путешествие по жизни студента первого курса.

— Мой день начался с того, что я просыпаюсь и вижу на часах 7:10, а мне выезжать в семь, — рассказывает Катя, смеясь. — Понятно, думаю: опоздала на пару, опоздала к журналисту… Посмотрела внимательнее, а на часах всего 6:10. Отлично! Пошла собираться. Моей соседке сегодня не нужно было ехать на пары, поэтому собиралась максимально тихо и без света. Сварила себе кашку в мультиварке — она стоит у нас в комнате. На общей кухне плита долго разогревается, а с утра нужно приготовить все быстро. Молоко не вытекло, и это уже удача! Я живу в общежитии в районе Первых пятилеток, на Сульфате. До остановки нужно идти метров 800. Обычно пары у нас проходят на Ленинградском, 40, поэтому я езжу на автобусе и маршрутке. Сегодня я опоздала на 10 минут, но маршрутка меня выручила. В этот корпус на набережной Северной Двины, 4 я еду второй раз, поэтому добралась до него и нужной аудитории быстро. Это корпус номер два, но я не знаю, как они разделяются по зданиям.

Я объясняю Кате, что если перед номером аудитории стоит цифра 10, то это 10 корпус.

— А в расписании написано второй! — удивляется она. — Расписание мы узнаем на табло, которые висят на каждом этаже корпуса, и иногда на сайте САФУ. Сегодня поточная лекция, пока из моей группы пришли только три человека. Я учусь в Высшей школе психологии и педагогического образования на психолого-педагогическом дошкольном образовании. Думаю работать по специальности. Я шла к этому с 9 класса! В то время я поняла, что хочу быть или психологом, или педагогом, поэтому, когда узнала об этом профиле, целенаправленно пошла сюда.

Сейчас у нас будет пара информатики и математики. Так как я училась в физико-математическом классе, многое уже знаю по этому предмету, но есть однокурсники, которые некоторых тем даже не проходили. Сейчас я больше повторяю, чем узнаю новое, но некоторые вещи мы изучаем на более глубоком уровне. От школы это все отличается продолжительностью, и сначала было очень сложно. Целая пара — как два урока.

Скоро прозвенит звонок, и мы решаем зайти в кабинет. Это аудитория для поточных лекций, парты в ней располагаются как сидения в театре — каждый следующий ряд выше предыдущего. Катя с однокурсницей садятся почти перед преподавателем. На таком месте отсидеться и не записывать лекцию по теории вероятностей не получится.

Спрашиваю Катю про преподавателей, какими она увидела их за месяц учебы.

— Я думала, что преподаватели суровые и злые, а они совсем не такие. Они относятся к нам с пониманием. Преподаватели отличаются от школьных учителей тем, что учителя, если ты чего-то не знаешь, будут добиваться, чтобы ты это знал, а для преподавателя главное — выдать материал. Это и в плюс, и в минус, как мне кажется. Но к 18 годам человек должен уже сам себя организовывать и решать, будешь ты, например, слушать лекцию или нет. Это твой выбор и твоя ответственность.

Начинается пара с записи присутствующих студентов: они пишут свои имена на листе бумаги, передавая его по рядам. На задних партах более многолюдно, и поэтому в той части аудитории стоит приглушенный гул, но преподаватель начинает лекцию, не обращая внимания на него. Постепенно все сосредоточиваются и записывают содержание лекции: определения, примеры. Учебный день начался, и впереди две пары.

В следующий раз мы встречаемся уже на перемене. Катя рассказывает о том, почему поступила в САФУ.

— Я приехала сюда из Вологодской области. Меня спрашивали, почему Архангельск? В самой Вологде один институт с гуманитарными направлениями подготовки, и там нет психолого-педагогического. Оно есть в университете Череповца, но Череповец как город мне не нравится, поэтому я здесь. Еще я выбирала между Нижним Новгородом и Архангельском, севером и югом. Вроде бы нужно ехать на юг… Но я приехала сюда. Многие студенты Вологодского государственного университета говорили мне, что здесь хороший студсовет, и я сама знаю двух девочек, которые перевелись в САФУ именно из-за студсовета. У нас студенческое движение не очень развито, а Архангельск — студенческий город. Это тоже повлияло на мое решение, потому что в общественных движениях я состояла уже в школе. После месяца обучения здесь можно сказать, что я влилась в работу. У нас было два собрания. На последнем мы выбирали председателя и зампредседателя — в общем, все серьезно. В студсовете очень классные ребята! Я люблю открытые компании, которые за любой движ, а они именно такие. Ближайшее мероприятие студсовета — сегодня. Это «Форт Боярд», там первокурсники бегают по корпусам и собирают ключи. Я не организатор, а участник. Организатором я буду на мероприятии «Влюбись в меня, если осмелишься». Там участвуют одна девушка и 5 парней, а в конце она остается с одним и идет с ним на свидание. По-моему, это очень мило!

На вопрос о том, что дает ей участие в студенческом совете, она отвечает, не задумываясь:

— Если человек занимается только учебой, он слишком напряжен. Если бы я в 11 классе только готовилась к экзаменам, то у меня поехала бы крыша! А благодаря тому, что я состояла в школьном ученическом самоуправлении и в районном объединении, отвлекалась от учебы, переключалась. Что участие в студсовете даст мне как личности? Карьерный рост! Может я буду председателем студсовета! Ну, а вообще, как будущему педагогу мне нужно уметь работать с коллективом из совершенно разных людей — этому учит студенческая жизнь.

Звенит звонок, и Катя уходит на пару, а я остаюсь дожидаться ее. К сожалению, в субботу столовые не работают, поэтому перекусывать мы будем, видимо, по пути в главный корпус на «Форт Боярд» — квест-ориентирование, который проводят для первокурсников уже пятый год.

По пути к главному корпусу мы продолжаем разговор.

— Сначала я боялась переезжать в Архангельск. Я никого не знала и не знала города, но благодаря моей одногруппнице, которую я нашла во ВКонтакте, первого сентября я знала, что меня ждет этот человек, что я не одна. Постепенно стало набираться много друзей. Люди здесь общительные. Я думала: чем дальше к северу, тем более люди замкнутые и холодные. Но нет, все наоборот. Я живу в 7 общежитии, и мы создали беседу в 40 человек. Вчера люди из этой беседы собрались, сыграли в «Мафию», спели песни под гитару. Маленькими группами мы с соседками собираемся давно. Я заселилась 28 августа и через пару дней нашла девчонок — одна из Вологодской области, другая из Архангельской. У них есть свой холодильник, и теперь мы пользуемся им вчетвером. Я знаю, что во многих общежитиях, которые находятся в городе, такого общения нет — все знают только своих соседей. А я знаю почти все свое общежитие, и это очень помогает в быту, особенно первое время, когда у тебя особо ничего и нет.

В общежитии много времени приходится проводить с самым территориально близким тебе человеком — соседом, и я спрашиваю, как Катя уживается со своей соседкой.

— С моей соседкой мы учились в одной школе, а теперь вот живем вместе! Комендант пошла нам навстречу и поселила в одной комнате. Теперь мы во всем помогаем друг другу. Например, я мою посуду, а она готовит, или наоборот. Получается такая бытовая взаимовыручка. Еду мы покупаем на двоих и делим расходы пополам — тоже очень удобно. Я знаю тех, кто готовит только на себя, и мне кажется это не очень… Я в целом довольна жизнью в общежитии, но есть и свои трудности. Например, я очень долго искала, где взять стулья, три дня спрашивала о них у коменданта, а потом все-таки нашла сама. И полочки тоже нашла. И сама прикрутила! Еще жизнь в общежитии научила меня готовить еду. Я не особо люблю готовить, но приходится… Еще мы купили фильтр для воды, и теперь не нужно носить тяжелые бутылки из магазина.

Если с бытовыми трудностями вы справляетесь с соседкой, спрашиваю я, то кто помогает решить проблемы, которые возникают в процессе учебы и студенческой жизни?

— Трудности, которые связаны с учебой, помогает решать тьютор. Наш тьютор — Илья Лысанов, он учится на втором курсе на нашей высшей школы. Он информирует группу в общем чате о мероприятиях и вообще всячески помогает. Мне нужны были выплаты на проезд от Сульфата до учебы, и Илья подсказал, в какие кабинеты можно обратиться. Также благодаря ему я пошла в студсовет, и он же рассказал мне о других организациях. Да даже общение с человеком старше тебя на курс заставляет почувствовать, что вливаешься в коллектив. Благодаря студсовету я начинаю узнавать других студентов со старших курсов, которые с нами работают. Они приятные, интересные и общительные люди, у них всегда можно попросить о помощи и получить ее.

Мы с Катей и командой первокурсников-психологов уже в главном корпусе, ждем начала квеста по ориентированию. Координатор команды хвалит их за удачно выбранное тематическое название команды — «Паспарту» — и заплетает Кате косу с оранжевой ленточкой. Это знак, по которому члены команд будут узнавать друг друга в толпе соревнующихся. На ее щеке уже нарисован ключик, отсылающий к названию команды. Такие яркие знаки не дадут потерять товарища. А в толпе взбудораженных первокурсников с разрисованными лицами это сделать очень просто. В шумном холле главного корпуса, где становится все более тесно, мы оккупируем маленький столик и продолжаем разговор.

— Что нового узнала за месяц учебы? Для меня все новое! В университете нет школьных предметов, кроме математики и физкультуры, конечно. Нам уже читают лекции по основам педагогики, основам психологии, эстетике. На паре педагогики мы записывали целую классификацию учителей, и подставляла я туда своих вологодских учителей, это было прикольно! В психологию мы пока особо не углублялись., но с пятницы уже начинается учебная практика. Мы будем посещать детский сад нас четырьмя группами по пять человек. Всех распределили на младшие и подготовительные группы, где мы будем наблюдать, как воспитатель проводит занятия, будем играть и гулять с детьми. После этого нужно будет сделать отчет. Наш курс — первый, у кого ввели практику с октября. Я думаю, что это будет полезно и интересно: преподаватели говорили, что больше не будет возможности поработать с малышами всех возрастов. На других практиках мы будем работать с одним какой-то одной возрастной группой.

Катя отметила, что с учебниками и с процессом обучения ситуация в университете кардинально отличается от школьной.

— Я уже была в библиотеке, получала там учебники. Их всего шесть штук, и на пары мы их не носим — все есть в электронном виде, нам открыт доступ к виртуальной библиотеке. Из прочтенного мне запомнился учебник по философии, потому что там все непонятно. Зато на парах философии у нас нет отметок — троек, пятерок — есть только гран-при и суперотметки. Эти оценки учитывают и объем, и творческий подход. К каждому докладу, который ты делаешь на практическом занятии, нужна модель. Можно сделать все, что угодно: от обычной презентации до театрализованного представления. Это круто, как мне кажется!

Катя вспоминает, что в холле можно посмотреть расписание на следующую неделю. Пробираясь сквозь гудящую толпу, мы подходим к большому экрану, она находит среди всех высших школ свою и реагирует на увиденное очень эмоционально.

— Ого, у нас тут новые пары появились! Так, и дистанционное обучение тоже тут! Ну ладно…

Я прошу уточнить, что такое дистанционное обучение. Катя объясняет:

— Ты приходишь домой, включаешь компьютер, в определенное время заходишь на Sakai и читаешь лекции. Преподаватель проверяет, читаешь ты или нет, отправляет тебе тесты и сразу проверяет их. Наверное, это удобно… Я читала лекции по философии, но к практическим занятиям все равно готовишься не только по ним.

Скоро должен начаться квест, и мы идем в актовый зал, где собираются все команды. Их очень много! Не всем хватает места в рядах зрительного зала, но команда «Паспарту» успела занять два ряда, и теперь радостно делает селфи в предвкушении соревнования. «Чего ты ожидаешь от игры?» — спрашиваю я Катю.

— Победы и хороших подарков, конечно! Ну и еще я стану лучше ориентироваться в университете, и наша группа станет более сплоченной. Здесь почти вся наша учебная группа, кроме нескольких человек.

Скоро начнется «Форт Боярд», и я оставляю команду «Паспарту» и еще сорок таких команд смотреть церемонию открытия. Она обещает быть грандиозной и атмосферной, как и само мероприятие — к юбилейной игре организаторы подготовились основательно. В следующий раз мы пообщаемся с Катей уже вечером, после долгого и насыщенного дня студента первого курса.

— После мероприятия, мы все вернулись уставшие, голодные, — рассказывает Катя. — Нам сегодня не сказали, кто выиграл, сообщат только завтра. После игры я села в свой любимый 60-й автобус и уснула, прямо вот так конкретно! Проснулась, когда сказали: «Кутузова». В общежитии, всё по старой схеме: приготовить, помыть посуду и закинуть вещи в стиральную машинку. Каждый вечер я выделяю время, чтобы позвонить своим родителям и друзьям, так сделала и сегодня. Позвонила домой и рассказала о своем эмоциональном дне. А потом самое интересное — уроки… Мне вот задали посмотреть пять фильмов по 25 минут и законспектировать их. Сейчас сижу и смотрю, а за стенкой соседи веселятся. Грустненько… Спать я еще не скоро лягу, наверное. А завтра всё по новой: мероприятия, друзья, уроки. Останавливаться некогда, нужно двигаться вперед!

Советы от первокурсника будущим студентам:

Какой бы ты совет дала будущим первокурсникам?

Чего не стоит делать: не стоит сидеть в уголке и думать, что ты никому не нужен! Ищи знакомства и показывай себя с лучшей стороны, потому что если ты будешь сидеть в сторонке, то тебя никто не заметит, и очень сложно будет провести четыре года таким вот незамеченным.

А что точно стоит сделать?

Сходить в буфет точно стоит! Говорят, в столовой Высшей школы социально-гуманитарных наук и межкультурной коммуникации очень вкусно кормят. И в нашем корпусе тоже!

Возврат к списку